Филипп Опунтский

Филипп Опунтский
(или Медмейский) — ученик Платона и один из представителей древней академии; известен как выдающийся математик, астроном и философ, а также как издатель сочинения Платона "Законы". Среди 23 заглавий сочинений, которые Свида называет с именем Ф., половина относится к области математики, астрономии и метеорологии; остальные посвящены вопросам этики и истории. Полностью до нас дошел лишь диалог Эпиномида (Έπινομίς, что означает Добавление или послесловие к Законам), приписываемый новейшей критикой Филиппу, хотя в древности некоторые считали автором этого произведения Платона, в собрании сочинений которого оно обыкновенно и печатается. В "Эпиномиде" исследуется вопрос о сущности истинного знания, которое ведет к счастью и совершенству, дает право на занятие высших должностей в государстве, составляет последнюю цель философского образования и обеспечивает блаженство в загробной жизни. Это знание заключается не в обладании ремесленными способностями, не в подражательных искусствах, не в практической деятельности (врача, кормчего, управителя), не в простой учености или остроте ума, а в науке о числах, которая является даром величайшего из богов — Урана. Кто не знает числа, не умеет отличить чета от нечета, тот, хотя бы и обладал мужеством и умеренностью, не в состоянии достигнуть высшей из добродетелей — мудрости. Числом обусловливаются все искусства, все благое; где его нет, там царствуют беспорядок и зло. Средство овладеть этим знанием дается в диалектике — науке, высший отдел которой сводится к учению о звездах. Это учение знакомит со всем, что есть самого прекрасного и божественного и обусловливает достижение высшей добродетели. Только небесные светила могут быть местопребыванием совершенных начал, действующих в мире, — богов и душ, как божественного разума и благой мирообразующей силы. Если душа оживляет земные организмы, то тем более она присуща небесным телам. Душа небесных существ — самая блаженная и совершенная, небесные же существа — это боги или подобия богов и носители божественных сил, неразрушимые или во всяком случае долговечные. Им всем, а не только солнцу и луне, подобает одинаковое поклонение. Ближе всего к богам стоят демоны — существа, занимающие среднюю ступень между богами и земными организмами. Они разделяются на три разряда; демоны двух высших разрядов наделены эфирными и воздушными незримыми телами, демоны же третьего разряда обладают телами, состоящими из воды и испарений и имеют способность то появляться, то исчезать. Эти демоны — посредники между богами и людьми; они являются во сне и в оракулах, знают мысли людей, любят добрых и ненавидят злых, переживают чувства удовольствия и неудовольствия. Напротив, боги таким чувствам недоступны, как существа, в которых проявляется лишь мыслящая и познающая природа. Человек стоит ниже богов и демонов; жизнь его полна бед, беспорядка, неразумия, вследствие чего на земле лишь немногие достигают истинного блаженства. Эти немногие по смерти переходят в сферу блаженного бытия и проводят жизнь в созерцании неба. — Изложенный диалог носит явные следы Платоновских воззрений (о загробном блаженстве, о ценности знания, о бесстрастии богов, о разуме как мироуправляющем начале, о зависимости тела от души, о душе как мировой и божественной субстанции), хотя стиль и астрономическая подкладка аргументации дают все основания приписать его представителю древней академии. Что касается участия Ф. в редактировании Законов Платона, то хотя мы и не знаем, в каком состоянии находились посмертные материалы названного сочинения великого философа, однако многие стилистические и логические недочеты несомненно позволяют думать, что чья-то посторонняя рука распоряжалась с не приведенными в порядок данными. О редактировании ф. Законов свидетельствует Диоген Лаэртский и Свида. Ср. Zeller, "Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung dargestellt" (Лпц., 1889, II ч., I отдел, стр. 978—982, 990 и след.).
H. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Филипп Опунтский" в других словарях:

  • ФИЛИПП ОПУНТСКИЙ —     ФИЛИПП ОПУНТСКИЙ (Φίλιππος ὁ Όπούντιος) (сер. 4 в. ДО Η. э.), философ и ученый, член Древней Академии, ученик Платона.     По происхождению был локрийцем, родом, вероятно, из Опунта (Т 2 = D. L. III 46 и др.), хотя некоторые источники говорят …   Античная философия

  • Филипп Опунтский — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. Филипп Опунтский, известный также как Филипп Мендейский  древнегреческий философ, астроном и математик, ученик Сократ …   Википедия

  • Опунций — Филипп Опунтский, известный также как Филипп Мендейский древнегреческий философ, астроном и математик, ученик Сократа и Платона, член платоновской Академии. Редактор Законов Платона и вероятный автор Послезакония. Ряд его несохранившихся… …   Википедия

  • Платон —     Платон, афинянин, сын Аристона и Периктионы (или Потоны), которая вела свой род от Солона. А именно у Солона был брат Дропид, у того – сын Критий, у того – Каллесхр, у того – Критий (из Тридцати тиранов) и Главкон, у Главкона – Хармид и… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Платоновская Академия — У этого термина существуют и другие значения, см. Академия (значения). Академия на карте древних Афин Платоновская Академия  религиозно философский союз, основа …   Википедия

  • Греческая философия — обнимает собою более чем тысячелетний период истории. Она зарождается за VI в. до Р. X., совпадая с началом того умственного и нравственного брожения, которое постепенно охватывало весь древний мир, и кончается в V или VI в. по Р. X., незаметно и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — (Ἀκαδήμεια) – филос. школа Платона, основанная им ок. 387 до н.э. в парке в окрестностях Афин и названная Академией по имени мифич. героя Академа (Ἀκάδημος). А. п. представляла собой филос. общество почитания муз, возглавляемое схолархом – лицом …   Философская энциклопедия

  • ГЕОГРАФИЯ —    • Geographia,          γεωγραφία (от γέα, γη̃ и γράφειν), обозначает у греков и римлян обыкновенно то, что мы называем землеописанием, но употребляется греками также в смысле изображения земли, карты (обыкновенно πίναξ γεωγραφικός, tabula).… …   Реальный словарь классических древностей

  • Анаксимандр — Ἀναξίμανδρος …   Википедия

  • Платон — У этого термина существуют и другие значения, см. Платон (значения). Платон …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»