Федосеевщина

Федосеевщина
беспоповщинский толк. Основателем его был Феодосий Васильев, новгородский беспоповец, бывший дьячок Крестецкого Яма; он ушел с семейством своим за польский рубеж, в Невельский уезд, чтобы основать здесь раскольническое общество. Хотя появление отдельной общины само по себе не вело к образованию особого толка; тем не менее оно привело к разделению беспоповщины. Через несколько лет Феодосий перешел в Великолуцкий уезд и вскоре умер (1711 г.). В первой половине XVIII века федосеевцы встречаются уже в разных местах — по лесам, мызам, городам, в том числе и в Москве, которая, с возникновением Преображенского кладбища (см.), сделалась средоточием всего федосеевского раскола. Среди других беспоповщинских согласий Ф. выделяется особенно по вопросу о всеобщем безбрачии. Уже собрание новгородских беспоповцев 1694 г., при участии Феодосия Васильева, не признало законными ни староженство, ни новоженство. На "соборе" 1752 г., происходившем в Польше, постановившем за чадородие отлучать на известные сроки староженов, федосеевцы о новоженах рассудили: не жить с новоженами в одной храмине, не сообщаться в ядении, не мыться в бане, не славить в их домах Христа, не принимать их, без развода, на покаяние, хотя бы при опасной болезни, не крестить их детей: "здравых" — совсем, а больных — без обещания родителей разойтись. Наконец, московский федосеевский собор 1883 г., подтвердив прежние федосеевские правила об обязательном для всех безбрачии и назвав принимающих бессвященнословные браки "еретиками", даже тех "новоженившихся", которые "признают свое сожитие незаконным", признал подлежащими отлучению от своего общества, оставив им одну надежду на спасение — предсмертную исповедь. Некоторые федосеевцы доходили до публичного заявления, что "лучше ныне сто блудниц иметь, нежели брачитися". От федосеевства отделились следующие толки: а) титловщина (см.), б) аристовщина (см.), в) рижские и г) польские. Рига издавна занимала первое, после Москвы и Петербурга, место в империи по благоустройству находившейся в ней федосеевской общины. Издавна также рижские федосеевцы были жаркими проповедниками всеобщего безбрачия. В тридцатых годах прошедшего столетия было повелено против рижских раскольников, "кои ведут развратную жизнь", употреблять "полицейские меры", а их незаконнорожденных детей крестить в православной вере и, затем, по достижении возраста, детей мужеского пола зачислять в военные кантонисты, а женского — пристраивать по распоряжению приказа общественного призрения. Вследствие этого у рижских федосеевцев явился обычай сводить браки в молельне, при посредстве наставников, с пением избранных из чина венчания псалмов, чтением апостола и евангелия. Польских федосеевцев, живущих в губерниях Ковенской, Сувалкской и Виленской, московские федосеевцы приемлют в общение через исполнение шестинедельного поста — за то, что те приемлют новоженов на исповедь, да и до общения с собою в молении и пище не допускают лишь до рождения у новоженов детей. Такой же чиноприем московские федосеевцы допускают и по отношению к федосеевцам рижским и петербургским. См. архим. Павел, "Краткие известия о существующих в расколе сектах" (СПб., 1889); П. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (СПб., 1895); его же статья "Беспоповщина" во 2-м томе "Православной Богословской Энциклопедии" (изд. А. Лопухина, СПб., 1901).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Федосеевщина" в других словарях:

  • федосеевщина —    Основателем этого толка беспоповщинской секты был Феодосий Васильев (†1711 г.), дьячок Крестецкого Яма, происходивший из рода бояр Урусовых. В конце XVII в. поселившись в Польше с братом и с семейством своим, он привлек к себе раскольников из… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • Гнусин — один из виднейших представителей федосеевщины, по преимуществу московской, истекшего столетия, здешнего Преображенского кладбища "знаменитыя обители единый от премудрейших духовный правитель" (Литогр. федос. устав). Впрочем, значению Г …   Большая биографическая энциклопедия

  • Старообрядчество —         религиозно общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей С. от… …   Большая советская энциклопедия

  • РАСКОЛ — старообрядчество, религиозно обществ. движение в России в сер. 17 в. Поводом для возникновения Р. послужила церковно обрядовая реформа, к рую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церк. организации. За ликвидацию местных… …   Советская историческая энциклопедия

  • старообрядчество — а; ср. В русском православии с середины 17 в.: религиозное движение за сохранение старых порядков, отказавшееся признать реформу патриарха Никона и вызвавшее раскол русской церкви (в дальнейшем распалось на течения поповцев, беспоповцев, разные… …   Энциклопедический словарь

  • Старообрядчество в Латвии — …   Википедия

  • Раскол — религ. обществ. движение, начало к рому было положено в сер. 17 в. исправлением религ. обряда и нек рых богослужебных книг. Официально Р. существует с 1667, когда на церк. Соборе в Москве были подтверждены церк. обрядовые реформы патриарха Никона …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»