- Фабричные рисунки и модели
-
Наряду с авторским правом на художественные произведения и патентным правом на изобретения, особое монопольное право защищает авторов образцов (рисунков и моделей) промышленных изделий. Умственный труд, затраченный на создание новых форм промышленных изделий, содействует большему распространению изделий или потому, что они более красивы, или потому, что пользование ими более удобно. В этом лежит право умственного труда на вознаграждение, которое наилучше достигается путем установления монополии на воспроизведение созданного образца и на распространение сделанных по его подобию изделий. Защитою пользуются всякие новые образцы, начиная от образцов художественной промышленности и кончая простейшими орудиями и хозяйственными принадлежностями. В целях защиты важно отграничить образцы промышленных изделий от художественных произведений, с одной стороны, и от изобретений, с другой. В отличие от первых образцы художественной промышленности предназначены не только для удовлетворения эстетическому чувству (которому чужд признак полезности), но и для удовлетворения какой-нибудь потребности материальной культуры. От изобретения образец отличается тем, что он не есть воплощение творческой идеи, направленной на создание нового технического результата, а только лишь новая форма не нового произведения техники. Для защиты изобретения нужна новизна по сравнению с данным состоянием техники; для защиты образца достаточна новизна как следствие навыка или мастерства. Однако строгое разграничение между изобретениями и образцами едва ли возможно, особенно в области маленьких изобретений и изделий. Несомненно только, что столкновение возможно лишь в сфере механики, где идея может быть выражена чертежами и моделями; все новое в области технической химии, т. е. новые способы приготовления веществ и новые вещества, могут составлять только изобретение, потому что ни вещества, ни способы моделями и рисунками не передаются. Вследствие трудности определить безошибочно, подходит ли новое изделие под понятие изобретения или же модели, целесообразно во всех сомнительных случаях добиваться одновременно и патентной защиты, и защиты модели: если патент будет выдан, и притом правильно, то защита модели окажется только излишнею; если же патент будет впоследствии уничтожен, то останется, по крайней мере, защита модели. Для права на защиту рисунка и модели требуется прежде всего новизна. Образец не нов, если он известен в торговле или описан в обнародованном издании. Перемена в материале, из которого сделан образец, изменение его размера, перемена в способе приготовления, передача рисунка другими красками, перемена в хозяйственном назначении изделия, изменение в несущественных частях, причем общее впечатление от предмета остается неизмененным — все это недостаточно, чтобы можно было признать образец новым; но пластическое изображение рисунка или, наоборот, перевод на плоскость пластичного образца представляют требуемую новизну. Право на защиту принадлежит только автору образца, но образец, созданный служащим или рабочим промышленного предприятия, профессионально трудящимся над составлением новых образцов (рисовальщики, орнаментовщики, техники), становится сам собою собственностью хозяина предприятия. Во всех других случаях право на образец может принадлежать не автору его только вследствие какой-нибудь юридической сделки. Право на образец защищается только при условии заявки его в определенном правительственном учреждении: у нас — в отделе торговли или в Московском отделении совета торговли и мануфактур; в Германии — образцов художественной промышленности в местных амтсгерихтах, всех прочих — в патентамте; в Англии, Соедин. Штатах Северной Америки, Японии — в патентном учреждении; в Швейцарии — в бюро для умственной собственности; во Франции — в коммерческих судах. За исключением Соед. Штатов Сев. Америки, где на образцы выдаются патенты так же, как и на изобретения, в других странах учреждение, регистрирующее заявку, не проверяет ни новизны образца, ни авторства заявителя. Во многих странах допускается заявка в запечатанных пакетах, так что в течение известного времени образец сохраняется в тайне. Относительно публичности реестров и обозрения моделей существует крайнее разнообразие в законодательствах разных стран. Так, в Англии образец во все время защиты (5 лет) недоступен обозрению со стороны посторонних, в Швейцарии — только треть защитного времени (5 лет), но союзный совет может разрешить сохранение секрета и дольше; у нас и в Германии (художественные образцы) — не более трех лет; один год у нас тайна соблюдается ex officio, а дальше зависит от просьбы правообладателя. Против беспредельного сохранения тайны говорит то, что авторы новых образцов лишаются возможности проверить, не вторгаются ли они в чужую сферу; к тому же она и бесцельна, если изделие получило распространение в торговле. Право на защиту вообще срочно (впрочем, во Франции защита может быть возобновляема без ограничения в сроке); так, в Германии образцы художественной промышленности защищаются, по желанию автора, от 1 до 15 лет, а все прочие образцы — 3 года, но с правом возобновления еще на 3 года; у нас срок от 1 до 10 лет. Защита обусловлена взносами пошлины, всюду незначительной (у нас 50 коп. в год, во Франции 1 франк в. год, в Соед. Штатах Сев. Америки 10, 20 или 30 долларов, смотря по тому, взят ли патент на 3 1/2, 7 или 14 лет). В нашем законодательстве существуют важные пробелы: не предусмотрено, как в Англии, Италии, Швейцарии, Австрии, Германии и др., что защитою пользуются заявленные образцы, только если они приводятся в пределах страны в исполнение, и лишаются ее, если сам автор ввозит изделия по этому образцу из-за границы. По примеру английского законодательства у нас обязательно выставлять на всех изделиях знак с обозначением времени, на которое предоставлена защита образца.М. Брун.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.