Умственное созерцание

Умственное созерцание
или умственное воззрение (intellectuelle Anschauung) — предполагаемая некоторыми мыслителями способность познавать сверхчувственное не только дискурсивно, в понятиях, но интуитивно, через непосредственное его восприятие. Полную определенность понятие У. созерцания могло получить лишь в философии новейшего, послекантовского идеализма. Докантовская мистическая и догматическая философия, понимая сверхчувственное, как некоторое инородное познающему уму сущее в себе, если и допускала интуитивное познание этого сущего, то как нечто извне, хотя бы и от рождения вложенное в ум или данное ему — или, другими словами, как непонятную по существу способность, быв умом, выходить за пределы ума. После Канта познающий ум сам был признан за искомое сверхчувственное; философии была поставлена задача найти в самом уме источник того содержания, которое обычному сознанию представляется как отличное от ума сущее. Отсюда необходимо возник вопрос, о том, каким органом располагаем мы для такого самопознания ума. Как познание необходимое и всеобщее, оно не может быть дано внутренним опытом. С другой стороны, чтобы быть познанием, оно должно иметь содержание, которому из отвлеченного понятия рассудка взяться не откуда. Такое сверхопытное и вместе содержательное познание ума о самом себе Фихте нашел в У. созерцании, или У. воззрении, понимая под этим термином непосредственное сознание первоначальной деятельности "я" и отождествляя умственное созерцание с самосознанием. Ум, или "я", по Фихте есть вместе и действие, и непосредственное созерцание себя, как действующего, т. е. бессознательное само по себе действие ума в акте самосознания становится предметом У. созерцания. Шеллинг первоначально примыкает к взгляду Фихте, но затем в его учении об этом предмете происходит ряд видоизменений. Шеллинг начинает с определения У. созерцания, как способности вместе бессознательного произведения и сознательного созерцания духовного действия. При этом получается то затруднение, что сознательное созерцание возникает не одновременно с бессознательным действием, а после того, как действие совершилось, следовательно, мы созерцаем не самое действие, а его продукт, к действию же лишь заключаем; У. созерцание оказывается не непосредственным знанием, а умозаключением. В устранение этого затруднения Шеллинг во втором периоде своего философствования прибегает к помощи понятия воспоминание, полагая, что предметом созерцания служит не самый бессознательный акт ума, а его воспроизведение в сознании. Но употребление термина "воспоминание" в применении к тому, чего вовсе не было в сознании, произвольно, и в самом акте этого "воспоминания" не дано никакого ручательства в его истине. Поэтому Шеллинг опять изменяет свой взгляд и как это воспоминание, так и самое У. созерцание определяет как "экстаз", сворачивая, таким образом, решительно на мистическую тропу, причем и самый предмет экстатического видения перестает уже быть субъектом, или "я", а становится абсолютным тождеством субъекта и объекта. Другой оттенок мистицизма состоит у Шеллинга в том, что У. созерцание, как осознание бессознательного, он признает достоянием не всех, а лишь особо одаренных душ. В основании учения об У. созерцании лежит стремление к такому знанию, которое, превышая область чувственности, вместе с тем обладало бы наглядною умозрительностью чувственного восприятия. Задача найти такое знание, очевидно, неосуществима. В частности, невозможность признавать "я" за предмет умозрительного знания убедительно доказана еще Кантом, в строгом согласии с началами которого Гегель нанес решительный удар теории "У. созерцания".
См., кроме сочинений Фихте и Шеллинга, указанных при статье Умозрение: Fichte, "Erste Einleitung in die Wissenschaftslehre"; "Zweite Einleitung in die Wissenschaftslehre etc." (1845, т. I); Ed. v. Hartmann, "Schelling's Philosophisches System" (1897, гл. II). О понимании У. созерцания в средние века (contemplatio pura) см. "Definitionarium universale". Stanislai a. s. Bartholomaeo (Болонья, 1685).
Н. Г. Д.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Умственное созерцание" в других словарях:

  • Интеллектуальное созерцание — см. Умственное созерцание …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гегель Георг Фридрих Вильгельм — (Georg Friedrich Wilhelm Hegel) может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гегель Георг-Фридрих-Вильгельм — (Georg Friedrich Wilhelm Hegel) может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БОНАВЕНТУРА — [лат. Bonaventura; наст. имя Иоанн Фиданца] (1217 (или 1221), Баньорея (совр. Баньореджо), Тоскана 15.07.1274, Лион), еп. Альбанский, св. католич. Церкви (пам. 15 июля), средневек. зап. богослов, кардинал. Жизнь Б. был сыном Иоанна Фиданца и… …   Православная энциклопедия

  • Платон философ — знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Платон, философ — знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… …   Философская энциклопедия

  • Надеждин, Николай Иванович (профессор) — профессор по кафедре изящных искусств и археологии, журналист, этнограф, знаток раскола и истории церкви. Он родился в с. Нижнем Белоомуте Зарайского уезда Рязанской губернии 5 окт. 1804 г. и был сыном диакона, а впоследствии священника местной… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Иоанн Дунс Скот — (Joannes Duns Scotus)         (около 1266, Макстон, Шотландия, 8.11.1308, Кельн), средневековый философ схоласт; монах францисканец. Учился в Оксфорде и Париже. Преподавал в университетах Оксфорда, Парижа, Кёльна и других городов. Крупнейший… …   Большая советская энциклопедия

  • Церковное право — как термин, обозначает, во первых, существо и содержание правовой области общественности христиан, составляющих из себя, для достижения религиозных целей, церковь; во вторых науку, исследующую, разъясняющую и систематизирующую правовые нормы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»