Трофеи у древних греков

Трофеи у древних греков
(τρόπαιον, tropaeum) — у древних греков памятник, оставлявшийся на поле сражения в знак победы (собственно — "бегства" неприятеля, от τροπή — поворот, бегство), причем, если победа была одержана на море, то Т. воздвигался на ближайшем к месту сражения берегу. В тех случаях, когда битва была нерешительной, обе стороны воздвигали по Т. Т. простейшего типа состояли из груды собранного на поле битвы неприятельского оружия, которое шивалось на обчищенный от листьев и сучьев ствол дерева. Памятник водружался на возвышении и посвящался какому-либо божеству, причем на особой надписи отмечались имена победителей и побежденной стороны. Вследствие этого Т. считались неприкосновенными, и даже неприятель не мог их сдвигать с места, за исключением тех случаев, когда Т. воздвигались без уважительной причины. Чтобы раздоры не продолжались в связи с долговременною сохраняемостью трофеев на местах, где они были воздвигнуты, существовал, по-видимому, закон, по которому трофеи делались из дерева, а не из прочных материалов (камня, металла); в случае разрушения, запрещалось их подправлять и восстановлять. Так, известно, что лакедемоняне обвинили фиванцев, перед собранием амфиктионов, в том, что они воздвигли металлический Т. Впрочем, древние писатели свидетельствуют о существовании подобных Т. Морские Т. украшались обыкновенно носами (άκρωτήρια) кораблей и посвящались Посейдону; иногда в качестве Т., оставлялся целый корабль. Македонские цари не ставили Т. в силу следующего предания. Когда македонский царь Каран, победив Киссея, управлявшего соседней страной, по аргивскому обычаю, воздвиг памятник победы, появившийся с горы Олимпа лев опрокинул Т. и исчез. Поняв из этого знамения, что боги возбраняют увековечивать вражду, Каран и следовавшие за ним македонские цари не ставили Т., если рассчитывали на дружбу с соседями (Павзаний, IX, 40, § 8 — 9). В силу этого обычая и Александр Великий не увековечил Т. ни одной из своих побед ни над Дарием, ни над индийцами. Римляне первоначально не ставили Т., но уносили домой взятые на поле сражения неприятельские доспехи (spolia), которыми они украшали общественные здания и частные жилища. Позднее, однако, они переняли обычай увековечивать победу Т. у греков: первые Т., о которых сообщают древние писатели, были воздвигнуты Домицием Аенобарбом и Фабием Максимом в 121 г. после победы над аллоброгами, для чего были воздвигнуты при слиянии Роны с Изарой возвышения из белого камня, увенчанные взятым у неприятеля оружием. Помпей поставил Т. в Пиренеях после своих испанских побед, Цезарь — близ Зелы после победы над Фарнаком, Друз — близ Эльбы в память поражения германцев. Впрочем, римляне более любили воздвигать Т. в самом Риме, чем на месте сражения; такими Т. служили, например, триумфальные арки.

Н. О.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Трофеи у древних греков" в других словарях:

  • Трофеи (памятник) — (τρόπαιον, tropaeum) у древних греков памятник, оставлявшийся на поле сражения в знак победы (собственно бегства неприятеля, от τροπή поворот, бегство), причем, если победа была одержана на море, то Т. воздвигался на ближайшем к месту сражения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Афина — У этого термина существуют и другие значения, см. Афина (значения). Афина (Ἀθηνᾶ) …   Википедия

  • Полиада — Афина (Ἀθηνᾶ) Cтатуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в садах Петергофа Мифология: древнегреческая В иных культурах: Минерва (лат.), Менфра (этрус.) Местность: Аттика …   Википедия

  • Коррида —   наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах в частности, в Южной Америке. Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать» …   Википедия

  • Spolia — как римский военный термин снятые с поверженного врага доспехи, а также взятые на войне трофеи, как то: оружие, знамена, колесницы, корабельные носы. По воззрению древних греков и римлян, победа не считалась полной, если победители не снимали… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эпиграмма — (греч. έπί на и γράμμα писание) у древних греков не имела того элемента насмешки, который отличает ее у нас; название Э. носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотно объясняли монументы, трофеи и другие предметы,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эпиграмма — (греч. epi на и gramma писание) у древних греков неимела того элемента насмешки, который отличает ее у нас; название Э.носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотнообъясняли монументы, трофеи и другие предметы,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — [Ивирон, Иверон; груз. ივირონ; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβήρων], в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон рей Афона, 3 й после Великой Лавры и Ватопеда.… …   Православная энциклопедия

  • ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ — имя Израиль: 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа, согласно библейской традиции возникшее в период его пребывания в Египте как именование потомков внука патриарха Авраама Иакова, к рому Бог дал имя Израиль (Быт 32. 28); синоним выражения …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»