Трита аптья


Трита аптья
(санскр. Trita âptya) — в индийской мифологии (в Ригведе) очень древнее (восходящее еще к эпохе арийского или индо-иранского единства) и потому, вероятно, неясное в своих основных чертах божество. В Ригведе оно упоминается 40 раз в 29 гимнах, но среди них нет ни одного, посвященного исключительно ему. Эпитет Аптья встречается, рядом с именем Трита, или вместо него, всего 7 раз. Т. часто упоминается в связи с Индрой, несколько раз вместе с Марутами и с Сомой, как напитком и как божеством. Наконец, Т. упоминается и один, как победитель демона Вртры силой напитка Сомы [Тот же подвиг приписывается обыкновенно Индре и прославляется как одно из главных деяний последнего.]. В этой победе ему и Индре помогали Маруты. Т.-Аптья, побуждаемый Индрой, убивает трехголового сына Тваштра (см.) и освобождает коров. Этот подвиг приписывается также Индре. Есть и другие черты, указывающие на грозовый характер Т. Когда срываются могучие Маруты и блестит молния, Т. гремит, и шумят воды. Светлый путь Марутов светится, когда появляется Т. В одном из гимнов рассказывается, что ветры нашли Т., прося его помочь им. Пламя Агни подымается, когда Т. в небесах дует на него, как плавильщик, и заостряет его в плавильном горну. Местопребывание находится, по-видимому, в области солнца. В IX книге Ригведы Т. является в роли изготовителя Сомы; Т. очищает Сому, его пальцы выжимают камнями темно-бурые капли для питья Индре. Т. приписываются разные общие свойства богов: в нем сосредоточена вся мудрость, как ступица в колесе. В Атхарва-веде Т. изображается далеким богом, к которому переносятся преступления и сны. Тайтирия-Сангита рисует Т. как подателя долгой жизни (очевидно, вторичная черта, вытекающая как следствие из образа Т.-изготовителя Сомы). В брахманах говорится о Т., как одном из трех божеств — Эката (первый), Двита (второй) и Т. (третий) — рожденных водами (Аптья от санскр. ар = вода). Имени Т. (санскр. tritás = греч. τρίτος = третий) придан, очевидно, смысл числительного и, аналогично ему, произведены имена двух других братьев. Двита, впрочем, встречается уже в Ригведе. По вероятному мнению Макдонеля ("Vedic Mythology" в Бюлеровском "Grundriss der Indo-Arischen Philologie", т. III, 1, вып. А, Страсб., 1897), Т. первично был одним из грозовых божеств, олицетворением молнии, небесного или воздушного огня, некогда принадлежавшим к семье световых богов Агни, Ваю или Индры и Сурьи. Мало-помалу образ этого древнего, еще общеарийского божества, почти тожественного с Индрой, слился с образом последнего, и от него остались только смутные, неясные следы. Связь Т. с Сомой может вытекать из мифического представления о принесении Сомы с неба молнией. Бедность данных породила разнообразие во взглядах ученых на этот мифологический образ. Рот ("Zeitschr. d. deutsch. Morgenland. Gesellschaft", II, 224) считает T. богом ветров и воды, Гиллебрандт ("Varuna u. Mitra", Бреславль, 1877, стр. 94 — 95) — богом светлого неба. По мнению Перри ("Journal of the Americ. Oriental Society", XI, 142—145), Т. — бог бури, более древний, чем Индра. Пишель, считавший его раньше ("Vedische Studien", I, 186) богом вод и моря, впоследствии ("Göttinger Gelehrter Anzeiger", 1894, стр. 428) высказал мнение, что Т. — обожествленный целитель-человек. Гарди ("Die Vedisch-brachmanische Periode der Religion des alten Indiens", Мюнхен, 1893, стр. 35 — 38) видит в Т. лунное божество. Древность Т. несомненно доказывается присутствием в Авесте целого ряда аналогичных черт. Вместо Т. там является Срита (зенд. Thrita), но не бог, а человек. В одном месте он изображается как третий человек, приготовивший Хаому (= Сома) для телесного мира; вторым же человеком был Асвья (зендск. Atroya = Aptya). В другом месте (Вендидад, XX, 2) он является первым врачом-целителем, получившим от Агурамазды 10000 целительных трав, растущих вокруг белого Хаомы (Сомы), дерева бессмертия. Таким образом, связь Т. с Сомой восходит уже к индоиранскому периоду. Другая сторона деятельности Т. — истребление трехголового демона с тремя ртами и 6-ю глазами в Авесте приписывается родственному лицу Сраетаона (зенд. Thraetaona). См. Macdonell, цитир. сочинение, § 23, где указана подробнее литература вопроса.
С. Б—ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Трита аптья" в других словарях:

  • ТРИТА — в древнеиндийской мифологии: 1) Трита (др. инд. Trita), риши. которому посвящён гимн «Ригведы» (I 105). Т. на дне глубокого колодца, он страшится прекращения своего рода, так как бездетен, просит о спасении Агни и Варуну, жалуется на судьбу,… …   Энциклопедия мифологии

  • Трита —        1. в др. инд. миф.:        1. Трита, риши, к рому посвящен гимн «Ригведы». Т. обнаруживает генетич. связи с одно имен. персонажами.        2. Трита Аптья одно из второстеп. божеств.        3. Трита, один из трех братьев (именно третий), о… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Трита — (др. – инд.) – 1. Т. Аптья (Т. «связанный с водой») – второстепенный бог, связанный со стихиями воды и огня. Т. Аптья распространяется в реках, несет к морю Варуну, запрягает коня солнце, помогает богам в битве, выполняет жертвоприношения.… …   Мифологический словарь

  • Трита_др.-инд — ТРИТÁ, в древнеиндийской мифологии: 1) Трита (др. инд. Tritá), риши, которому посвящён гимн Ригведы (I 105). Т. на дне глубокого колодца, он страшится прекращения своего рода, так как бездетен, просит о спасении Агни и Варуну, жалуется на судьбу …   Энциклопедия мифологии

  • АНТАРИКША — (др. инд. antariksa), в ведийской и индуистской мифологии воздушное пространство, промежуточная космическая зона между небом и землёй. Иногда А. называется раджас («мрак», «тьма») или самудра («море») и описывается уже начиная с «Ригведы», как… …   Энциклопедия мифологии

  • ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2 м тыс. до н. э. в северо западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под В. м. понимают мифологические представления ариев периода… …   Энциклопедия мифологии

  • ДЕВА — (др. инд. devá, «бог», собств. «небесный», от div , «сиять»), в древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам: небесные Дьяус,… …   Энциклопедия мифологии

  • Антарикша —          в вед. и индуист. миф. воздушное пространство, промежут. космич. зона между небом и землей. Иногда А. назыв. раджас («мрак», «тьма») или самудра («море») и описыв., уже начиная с «Ригведы», как темное, черное, заполн. облаками, туманами …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Ведийская мифология —          совокупность миф. представл. вед. ариев (вторгш. во 2 м тыс. до н.э. в Сев. Зап. Индию и постепенно расселивш. в вост. и юж. направл.). Источ. В. м.: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соотв. ведам (ценные сведения о ритуале,… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Дева —          в др. инд. миф. класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упомин. о 333, 3306, 3339 богах), распредел. по трем космич. сферам: небесные Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас,… …   Древний мир. Энциклопедический словарь