- Траур у древних римлян
-
Т. был частный (luctus privatus или domesticus) и общественный (l. publicus). В случае смерти близких родных налагался Т. не только в силу обычая, но и закона, установленного, по преданию, Нумой (см. Траурный год). Мужчины не принуждались к соблюдению Т. и обыкновенно носили его в течение нескольких дней. Запрещен был Т. по perduellionis damnati (осужденным по обвинению в государственной измене), по неприятелям, по самоубийцам, кончившим жизнь mala conscientia (напр., вследствие обвинения) и т. д. Внешним знаком Т. была черная (темная) одежда (sordida vestis); только после Августа женщины стали носить в знак Т. белые одежды. Допускались, для выражении горя, резкие театральные эффекты: присутствующие разрывали одежды, плакальщицы пели naemae, наполняя воздух выкрикиваниями и воплями. Женщины в знак Т. отказывались от украшений и нарядов, а мужчины отпускали волосы на голове и лице; считалось неприличным посещать пиры, общественные бани, театры. При общественном Т., который объявлялся по случаю особо важных. несчастий, постигавших государство, напр., по случаю сильного поражения, смерти императора или члена императорского дома, все общественные и частные дела приостанавливались (iustitium), таберны запирались, консулы заседали не на курульных креслах, а на простых скамьях, магистраты слагали свои инсигнии, сенаторы ходили в костюме всаднического сословия. Так как мужчинам долго выдерживать общественный Т. иногда бывало обременительно, то, с соизволения сената, носительницами Т. делались женщины. Перерыв общественного Т. допускался при освящении храма, при совпадении с периодом Т. важных религиозных празднеств; перерыв частного Т. допускался при рождении нового члена семьи, при возвращении члена семьи из плена, при обручении. Ср. статью funus в словаре Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquités grecques et romaines".Н. О.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.