Templum

Templum
Слово templum как сакральное понятие имеет тот же корень, что и греческое слово τέμιενος, и обозначает "отрезанный участок". С точки зрения сакрального права понятие Т. было, однако, чисто римским и в авгурском учении имело два смысла. Во-первых, словом Templum обозначалось пространство неба, очерченное воображаемыми линиями, которые авгур проводил своим жезлом в воздухе; эти линии были cardo — в направлении с севера на юг и decumanus — в направлении с востока на запад. В этом смысле употребляется выражение caelestia templa (напр. у Лукреция, I,120). Во-вторых, под словом templum подразумевалось пространство земли, отделенное для наблюдений (locus effatus) и имевшее четырехугольную форму, определявшуюся точно так же линиями cardo и decumanus, причем наблюдавший (обыкновенно — магистрат auspex, в отличие от авгура) сидел в точке пересечения (decussis) этих линий. Таким образом, в том и другом случае отрезывалось пространство четырехугольной формы, бывшей каноном для всех римских вещественных templa. В том месте, где наблюдавший должен был сидеть, устраивалась палатка (tabernaculnm), также четырехугольной формы, с одним входом (templum minus). Отсюда возникло значение Т. как освященных авгуром пространств и зданий, предназначавшихся как для светских, так и для религиозных целей. Так, под понятие Т. подходили: 1) места заседания сената, а именно curiae (Hostilia, Pompeia, Julia), или действительные храмы богов, так как сенат мог заседать только "in loco per augurem constituto"; 2) места, где происходили comitia curialia и centuriata; 3) rostra; 4) храмы в собственном значении. Для постройки Т. требовалось, чтобы locus был не только effatus, но и liberatus (свободен от всяких притязаний); затем происходила инавгурация при посредстве авгуров и консекрация через понтификов. В противоположность Т. существовало понятие fanum, которым обозначался застроенный или незастроенный locus sacer, освященный понтификом. К fana относились aedes, имевшие круглую форму; delubra — первоначально места очищения (омовения) с оградой и жертвенником; sacella — открытые огороженные места с жертвенником (ara) или небольшие здания (aediculae) c изображением божества и алтарем; nemora или luci (священные рощи). Были fana, которые не считались templa, и, напротив, были aedes, которые служили в одно и то же время как fana и templa. Словом fana обозначались и храмы неримских божеств; отсюда слово фанатик, т. е. имеющий отношение к иноземному культу. Ср. Marquardt, "Romische Staatsverwaltung" (III т., стр. 151 и сл. Б., 1885); Jordan (в "Hermes,XIV", стр.567 и сл.). Т. в архитектурном отношении — см. Храм.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Templum" в других словарях:

  • Templum — (lat.), 1) abgesonderter Platz, s. Temenos; 2) der am Himmel von dem Augur mit dem Lituus bezeichnete Platz, innerhalb dessen die Zeichen beobachtet werden sollten, s.u. Augurium; 3) abgemessenes Stück Land, um es einem Gott zu weihen; 4) der… …   Pierer's Universal-Lexikon

  • Templum — Buddhistische Tempel und Klosterlage Samye in Tibet Tempel (von lateinisch templum) ist die deutsche Bezeichnung von Gebäuden, die seit dem Neolithikum in vielen Religionen als Heiligtum dienten. Zuvor wurden Naturhöhlen und Abris als …   Deutsch Wikipedia

  • TEMPLUM — I. TEMPLUM Ligurum pars, Tacitus, Agric. c. 7. Locus in Africa propria, Antonin. II. TEMPLUM Scaligero ex Graeco τέμενος, aliis a τέμνω, abscindo, locus est ab aliis separatus et quasi abscissus, religonis causâ. Imo locus omnis sacer et… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • Templum — Le mot templum est une transcription gréco latine qui désigne une pratique divinatoire (issue des Grecs) en usage dans la culture étrusque, destinée à délimiter un espace sacré (pour édifier un temple étrusque, les limites d une ville, celles d… …   Wikipédia en Français

  • TEMPLUM Hierosolymitanum — a Salomone Rege sapientissimo in monte Moriia exstructum, describitur 1. Reg. c. 6. etc Hoc cum dedicaret Salomon, nubes et gloria Domini implevit illud, ignisqueve e caelo mislus sacrificia in eo oblata devoravit, 1. Reg. c. 8. v. 10. 11.… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • TEMPLUM Veneris — Ptol. oppid. vulgo Cap. de Crux, vide Aphrodisium; quod ab Helena 4. a Narbone 25. a Pyrene 80. leucis. Templa urbis Romae ex P. Victore: Bellonae, apud circum Flaminum. Bonae Deae, ubi nunc aedes S. Mariae Aventinae. Bonae Fortunae erat apud… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • TEMPLUM Dranae Ephesiae — Strab. et aliis unum ex septem Orbis admirandis operibus, a Cresiphonte architecto designatum, 220. annis exaedificatum est, habens pedes in longitudine 425. in latitudine 220. columnis 127. a totidem Regibus factis, longitudine 60. pedum, e… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • TEMPLUM fortunae Praenestes — fuit alias celebertimum, et ipsô Syllâ vetustius, prope Praenestem urbem Latii. Sed et huius nostris temporibus pars aliqua spectanda simulque admiranda temanet in crypta quadam, quae ad inferiores cellas aedium Episcopi abscondita est. Illius… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • TEMPLUM Aesculapii — Liv. l. 45. c. 28 Esculapio, locus Peloponnesi, apud Epidanrum 5. mill. pass …   Hofmann J. Lexicon universale

  • TEMPLUM Musarum — Procoph. Cinquefrondi, teste Barriô, pagus Brutiorum mediterraneus in Calabria ulteriore, Polisthinae oppido propinquus, (ad 2. mill. pass. distans) et Morgetiae …   Hofmann J. Lexicon universale


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»