Теренций Публий

Теренций Публий
(Publius Terentius Afer) — даровитейший после Плавта представитель древнеримской комедии. Лучшим источником для его биографии является древнее жизнеописание его, принадлежащее Светонию. Он жил в промежуток между 2 и 3 Пуническими войнами, родом был из Карфагена и принадлежал к какому-нибудь африканскому (или ливийскому) племени, на что указывает его прозвище Afer. Попав каким-то образом в Рим, Т. был рабом у сенатора Т. Лукана, который, заметив выдающиеся его способности, дал ему тщательное образование, а затем и свободу. Талантливость Т. открыла ему доступ в высшие круги римского общества. Лучшая часть молодого поколения римской аристократии, хорошо знакомая с богатой литературой греков, стремилась тогда, под иноземным влиянием, облагородить и отечественную речь, и отечественные нравы. В центре этого общества находился Сципион Африканский, рядом с которым стоял друг его Лелий. К этому кружку примкнул и Т. Ободренный своими покровителями, он решился посвятить свои силы комедии. Согласно с вкусами того времени, Т. не был оригинален; образцом для себя он избрал главным образом греческого комика Менандра, не переводя его, впрочем, буквально и заимствуя целые сцены у других греческих писателей, напр. у Аполлодора. В искусстве составлять свои пьесы по произведениям двух авторов или по двум произведениям одного и того же автора (так наз. контаминация) Т. достиг значительного мастерства, но это указывает, вместе с тем, на недостаток у поэта собственной изобретательности. Произведения Т. в силу редкой случайности дошли до нас все; их всего 6: "Девушка с о-ва Андроса" (Andria), "Свекровь" (Hecyra), "Наказывающий сам себя" (Heautontimorumenos), "Евнух" (Eunuchus), "Формион" (Phormio; имя паразита пьесы) и "Братья" (Adelphae). Эти пьесы, перечисленные в хронологическом порядке, были впервые поставлены на римской сцене в период времени с 166 по 160 гг. до Р. Хр. Наибольший успех имела пьеса "Евнух", которая дана была дважды в один день и получила премии. Весьма холодно, наоборот, принята была публикой "Свекровь"; во время 1-го и 2-го ее представлений народ предпочел оставить театр и смотреть канатных плясунов и гладиаторов. В настоящее время самым выдержанным произведением Т. как по ходу действия, так и по выработке характеров признаются "Братья". Успех "Евнуха" у римской публики следует объяснять некоторыми пикантными подробностями этой пьесы, герой которой переодевался евнухом и в этом качестве присутствовал при купанье своей возлюбленной. После постановки "Братьев" в 160-м г. Т. предпринял путешествие в Грецию, из которого уже не возвратился: он умер в 159 г., 25 или 35 лет от роду (ср. М. Крашенинников, "К вопросу о годе рождения Т.", в "Сборнике статей в честь Ф. Ф. Соколова", СПб., 1895). Пьесы Т. сообразно с тем обществом, в котором вращался поэт, отличаются значительно большей чистотой и благородством языка, чем комедии Плавта. Слог Т. был до такой степени изящен, что враги поэта распускали слух, будто ему помогали в составлении комедий Сципион и Лелий. Наряду с этим Т. старается избежать в действии всего особенно непристойного. Большое внимание, по-видимому, обращал он на выработку характеров действующих лиц, которые в большинстве случаев гораздо выдержаннее, чем типы Плавта. Намеков на римскую жизнь у Т. нет никаких. Эта черта его комедий наиболее способствовала живучести произведений Т. почти до XIX столетия. Пьесы Т. могли главным образом нравиться избранной публике, а не массе. Похвалы им мы читаем в античном мире у таких авторов, как Цезарь и Цицерон; близкое знакомство с Т. обнаруживают Гораций, Персий и Тацит. Еще в древности комедии Т. попали в школы и стали достоянием ученых грамматиков, которые писали к ним разного рода толкования. Наиболее ценны между ними комментарии ученого IV в. по Р. Хр. Доната, в труде которого содержатся и весьма интересные наставления актерам (ср. Б. В. Варнеке, "Как играли древнеримские актеры", в "Филолог. обозр.", 1900, см.). Интерес к Т. не прекращался и в средние века: в IX стол. его комедии читались Алькуином на придворных пирах Карла Вел.; в X в. против пьес Т. как источника всяких соблазнов боролась монахиня Гросвита. В эпоху Реформации Эразм усердно рекомендует Т. за его язык, а Меланхтон — за выработанность характеров. Во Франции Т. оказал влияние на Мольера, особенно на его пьесы "Le dépit amoureux", "L'école des maris" и "Les fourberies de Scapin". В России Феофан Прокопович, читая курс пиитики в Киевской академии, преподавал "Российским господам Мольерам": "кто хочет писать комедию, пусть тот подражает Т." (ср. Б. Варнеке, "Римский поэт Т. на западноевропейской сцене", в "Вестн. всемирн. истор." за 1900 г.). Рукописей Т. дошло до нас очень много. Все они, за исключением главного источника для восстановления текста — Бембинского кодекса (V в.; назван по имени прежнего владельца кардинала Бембо, нын. в Ватикане), — восходят к рецензии грамматика III в. по Р. Хр. Каллиопия. Некоторые из рукописей (париж., ватикан., миланск.) снабжены любопытными рисунками. Наиболее полная критическая рецензия текста Т. принадлежит Umpfenbach'y (Б., 1870); затем заслуживают внимания издания Fabia (П., 1895), Fleckeisen'a (Лпц., 1898, 2 изд.), Dziatzko (Лпц., 1884). С русскими примечаниями изданы две пьесы Т.: "Heautontimorumenos" — Делленом (Харьков, 1879, оттиск из "Зап. Харьк. унив." за 1878—79 гг.) и "Eunuchus" — Фогелем (Нежин, 1884; оттиск из "Извест. Неж. инст.", тт. IX и X). Переводы комедий Т. на русский язык: "Andria" Д. Подгурского (Киев, 1874; оттиск из "Трудов Киевск. дух. акад." за 1873 г.), В. Алексеева (СПб., 1896, в "Дешевой библиотеке Суворина"), С. Николаева в ("Пантеоне литературы" за 1893 г. и отд. Воронеж, 1897 г.), "Гэавтонтиморуменос" А. Резоали (Киев, 1862), "Братья" М. П. П(етров)ского (в "Зап. Каз. унив.", 1873, №№ 2—3). Полный перевод всех комедий (А. Хвостова, М. Головина и друг.) был издан в СПб. в 1773—74 г. См. В. И. Модестов, "Лекции по истории римской литературы" (СПб., 1888); Зотов, "Разбор комедий Т." ("Репертуар" за 1845 г.). Языком Т. занимался К. Тресс (работы его см. в "Журн. Мин. нар. пр.", 1877, и в "Варшавских унив. изв.", 1880). Иностранная литература о Т. до новейшего времени указана в книге Шанца "Geschichte der röm. Litteratur" (ч. 1, Мюнхен, 1898).
А. Малеин.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Теренций Публий" в других словарях:

  • ТЕРЕНЦИЙ Публий — ТЕРЕНЦИЙ, ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (Publius Terentius Afer) ТЕРЕНЦИЙ. Римский комедиограф (ок. 195 159 до н.э.), римский комедиограф. Родился в Карфагене, в качестве раба был привезен в Рим, а затем отпущен на свободу. Теренций сделался близким другом …   Энциклопедия Кольера

  • Теренций Публий — (Publius Terentius Afer) (около 195 159 до н. э.). римский драматург. Родом из Карфагена. Используя сюжеты и маски новой аттической комедии, в 166 160 написал шесть пьес: «Девушка с Андроса», «Самоистязатель», «Евнух», «Братья» переработки пьес… …   Большая советская энциклопедия

  • Теренций Публий — (ок. 195 159 гг. до н.э.) комедиограф Я человек и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо. Вся моя надежда на себя самого. Не покупаю надежду за деньги. Одна ложь родит другую. Воздавайте равным за равное. Сколько людей, столько и мнений.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Теренций Публий — (Terentius) (около 195  159 до н. э.), римский комедиограф. Используя сюжеты и маски новой аттической комедии, выходил за рамки традиционных комедийных схем, вводя этические и гуманистические мотивы и создавая психологически очерченные типы… …   Энциклопедический словарь

  • Теренций, Публий Афер — (лат. Publius Terentius Afer) (190 159 до н.э.)    римский комедиограф, выходец из Ливии, вольноотпущенник римского сенатора Гая Теренция Лукана; получил хорошее образование, дружил со многими знатными римлянами, в том числе со Сципионом… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Теренций Публий — …   Википедия

  • Теренций, Публий Афр — …   Википедия

  • Публий — римское мужское имя. Публий может иметь отношение к: Публий Валерий Публикола  один из основателей римской республики, четырежды консул. Публий Валерий Публикола  консул 475 и 460 годов до н. э. Публий Валерий Публикола … …   Википедия

  • Публий Теренций Афер — Теренций Публий (лат. Publius Terentius Afer) даровитейший после Плавта представитель древнеримской комедии. Содержание 1 Жизнь 2 Творчество 3 Последующая традиция …   Википедия

  • Теренций — (Terentius) Теренций, Публий Теренций Афр (Publius Terentius Afer) (ок. 195 159 до н.э.) Римский драматург комедиограф. Родился в Северной Африке. По национальности, возможно, бербер. Вольноотпущенник (в Риме появился как раб, но был освобожден и …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»