- Темперамент
-
(от temperamentum — κράσις — смешивание) — психологический термин. В древности учение о Т. говорило о различной пропорции у людей различных соков тела, от чего считались зависящими физические и психические различия людей. В позднейших медицинских теориях древности (у Гиппократа) предполагалось таких соков четыре — красная кровь, желчь, флегма и черная желчь. В зависимости от преобладания у данного лица одного из этих соков устанавливались четыре типа людей: сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического Т. Интерес к изучению человеческих характеров и индивидуальных особенностей, пробудившийся в XVIII в., послужил поводом и для психологов возобновить исследование затронутого древними вопроса о Т. одновременно с возобновлением древнего учения о физиогномике Лафатером. Немецкий физиолог Галлер обосновал в новой форме учение о Т., сведя сложную характеристику психических особенностей каждого типа на различие восприимчивости к раздражениям и способности реагировать на последние. Современная точка зрения на Т. установлена Кантом, но и до сих пор еще не вполне выяснилось психофизиологическое значение этого понятия. По словам Маудсли, самое слово Т. до сих пор служит "скорее символом неизвестных величин, чем термином, обозначающим определенные свойства".Теория Канта. С физиологической точки зрения под Т. нужно разуметь телесную конституцию (слабое или крепкое строение) и комплекцию, обусловленную, главным образом, качеством, составом и движением крови. С психологической стороны выражения, характеризующие свойства крови, применимы к душевным явлениям лишь по аналогии, существующей между игрою чувствований и желаний и движениями телесными (в которых кровь играет главную роль). Т. разделяются на Т. чувства и активности. Возбудимость чувства и активности в свою очередь зависит от повышенной или пониженной возбудимости жизненных сил (intensio и remissio). Отсюда получаются четыре Т. Человек сангвинического Т. поражает беззаботностью, легко увлекается надеждами, придает всякому впечатлению в первую минуту большую важность, но затем быстро забывает о нем. Он охотно дает обещание, но не держит слова; он приятный собеседник, нередко незлой человек, но грешник неисправимый, хотя и способный к сильному, но непродолжительному раскаянию. Труд утомляет его. Склонный к меланхолии, наоборот, придает всему, что затрагивает человека, большое значение; везде он усматривает источники забот и трудности; в противоположность сангвинику меланхолик вдумчив. Холерик пылок; он быстро воспламеняется и сгорает, как зажженная солома. Честолюбие — одна из его особенностей; он любит господствовать, принимать знаки почета, слушать похвалы, играть общественную роль. Противодействие его стремлениям, вызывает в нем страдание. Холерический Т. — наименее счастливый, потому что он всего более сталкивается с препятствиями. Флегматик — человек со слабою эмоциональною возбудимостью и слабою наклонностью к действию. В тех случаях, когда эта медленная восприимчивость все же связана с известной способностью к действию, флегматик является трудновозбудимым, но способным дольше сохранять впечатления; он с трудом может быть выведен из равновесия; легко сживается с другими, не задевая их самолюбия.Интеллектуализм Гегеля в очень яркой форме отражается на его замечаниях о Т. Желая, чтобы "все действительное было разумным", Гегель в своих взглядах на Т. придает чрезмерное значение всенивелирующему влиянию образования. Различие Т., — говорит он, — теряет свое значение в то время, когда общее образование подводит под один уровень внешние особенности поступков и действий. "По мере того, как распространяется образование, сглаживаются случайные особенности приемов и действий, т. е. различия Т.; точно так же становятся реже и ограниченные характеры, осмеянные в комедиях менее образованных эпох, — напр. легкомысленные, рассеянные, скупые". Усматривая сущность темперамента в "исключительных особенностях, в которых проявляется деятельность человека и его отношение к окружающим", Гегель забывает, что эти особенности не преходящи и случайны, а обусловлены постоянными свойствами физико-психической организации человека, нелегко поддающимися изменениям под влиянием воспитательных воздействий. См. "Философия духа" § 395 (русск. пер. Чижова, стр. 73). В классификации Т. Гегель примыкает к Канту. Вундт устраняет некоторые неясности в кантовской классификации, характеризуя особенности темпераментов следующей табличкой:------------------------------------------------------------------------------| | Активность: || Восприимчивость: |-------------------------------------------|| | сильная | слабая ||----------------------------------------------------------------------------|| быстрая | холерик | сангвиник ||----------------------------------------------------------------------------|| медленная | меланхолик | флегматик |------------------------------------------------------------------------------Проф. Ф. Лесгафт предлагает анатомо-физиологическое обоснование для классификации Канта и Вундта. Он определяет Т. как степень возбудительности организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительности реакции на последовавшее возбуждение и изучает зависимость развития организма как в эмбриональный, так и в последующий период от физико-химических условий, в особенности от питания. Обмен веществ при питании может быть более или менее деятельным в зависимости от состава пищи, от "деятельности образовательных элементов, приносимых кровью, и от влияния внешних, посредственных (свет, механические и психические деятели), и внутренних, непосредственных (тепловых) возбудителей. Сверх того, при питании играет важную роль сила и быстрота, с которою питательная жидкость прогоняется в теле, что зависит также и от органов кровообращения, как центрального, так и периферических, т. е. сердца и сосудов. Сила и слабость, медленность и быстрота, проявляемые человеком в его восприимчивости и активности, находятся, таким образом, в сильной зависимости от строения и формы сердца и сосудов. Гёффдинг вносит в понятие Т., сверх элементов быстроты и силы, возбудимости и активности, еще элемент врожденной наклонности к чувству удовольствия или неудовольствия и, установив три пары противоположностей: удовольствие — неудовольствие, сила — слабость, быстрота — медленность, насчитывает восемь Т.: 1) светлый, сильный и быстрый; 2) мрачный, сильный и быстрый (почти соответствует холерическому Т.); 3) светлый, сильный и медленный; 4) мрачный, сильный и медленный (почти соответствует меланхолическому Т.); 5) светлый, слабый и быстрый (почти соответствует сангвиническому Т.); 6) мрачный, слабый и быстрый; 7) светлый, слабый и медленный (почти соответствует флегматическому Т.); 8) мрачный, слабый и медленный. Фуйллье исходит в своих взглядах из "протоплазматической теории". И анатомическое строение, и физиологические функции всякого существа необходимо рассматривать как "созидательные и разрушительные изменения самой живой материи" — ее интеграцию и дезинтеграцию. От вида и соотношения этих обоих процессов и зависит Т.: он служит динамической характеристикой лица, как строение — статической его характеристикой. Изменения интегральные мы наблюдаем, напр., в росте, дезинтегральные — в размножении, первые — в ассимиляции, вторые — в дезассимиляции. Таким образом, для классификации Т. надо выяснить соотношение между интеграцией и дезинтеграцией в организме и, в частности, в нервной системе. Т. с преобладанием интеграции — Т. сбережения, Т. с преобладанием дезинтеграции — Т. траты. Это противоположение совпадает с кантовским делением Т. на чувствительные и активные. Несомненно, что чувствительные и двигательные функции заключают в себе элементы траты и накопления, но чувствительная функция в главных результатах благоприятствует более накоплению, между тем как созидательные процессы "преобладают в ощущении и восприятии", а также и в чувствованиях. Наоборот, "хотение и мускульная работа явно представляют собой трату энергии". Отсюда главное направление: чувствительных Т. — центростремительное, активных — центробежное. Исходя из этих общих соображений, Фуйллье устанавливает следующую классификацию Т.: для сангвинического (чувствительного, живого и легкомысленного) — преобладание интеграции благодаря избытку питания, с реакцией быстрой, мало интенсивной и мало продолжительной; для нервного (чувствительного, глубокого и страстного) — преобладание интеграции при недостатке питания, с реакцией более медленной, интенсивной и продолжительной; для желчного (или деятельного и пылкого) — дезинтеграция, быстрая и интенсивная; для флегматического (или деятельного и холодного) — дезинтеграция медленная и менее интенсивная. Из вышеприведенных теорий особенного внимания заслуживает теория Лесгафта: она представляет попытку объяснить различия темперамента путем исследования тех особенностей в строении человеческого организма, которые обусловливают особенность физиологических отправлений, характерных для данного Т., и психических функций, связанных с последними. Воззрения Гёффдинга являются только попыткой дать новую классификацию Т., не заключающую в себе никаких дедуктивных соображений, которые содействовали бы выяснению причин различия Т. Учение Фуйллье, несмотря на стремления автора обосновать свои взгляды на широком базисе общих физиологических законов интеграции и дезинтеграции, представляет ошибку "ложного обобщения". Его недостатки обстоятельно выяснены в "Revue philosophique" (т. II, 624—633, 1895), в статье Сурио. Сурио указывает на то, что противоположение Т. "сбережения" и Т. "траты" несостоятельно. Активные Т. — Т. траты, по терминологии Фуйллье, — следовало бы назвать не активными, а обремененными непосильной работой (suraenés). Равным образом совершенно произвольно утверждение, что чувственные Т. суть Т. сбережения. В книге Фуйллье заслуживают внимания только отдельные интересные замечания. Тигенер в своих "Очерках психологии" вводит понятие "интеллектуальных Т.", чем весьма затрудняет понимание этого термина; но у него есть удачные литературные примеры типичных представителей различных Т., заимствованные у Шекспира: "Гамлет — меланхолик, Лаэрт — холерик, Фальстаф — сангвиник, молодой Перси (Генрих IV, I часть) — холерик" ("Очерки психологии", стр. 185). На важное педагогическое значение изучения Т. указал впервые Локк. Различие быстроты и силы восприимчивости и активности детей, обусловленное в значительной мере прирожденной конституцией ребенка, необходимо принимать в расчет, чтобы сообщить педагогическим воздействиям надлежащую гибкость и умело индивидуализировать общие положения. Дэгальт Стюарт предлагал даже разделение школьных классов на четыре части, чтобы группировать вместе детей с одинаковым Т. и применять к ним специальные методы — но это, несомненно, слишком прямолинейный взгляд на дело. О соотношении между Т. и характером — см. Характер.Литература. "О темпераментах", статья А. А. Токарского ("Вопросы филос. и психологии", 1896, январь: автор настаивает, подобно Гёффдингу, на необходимости в вопросе о классификации Т. принимать преимущественно во внимание роль чувственного тона); Siebeck, "Geschichte der Psychologie" (I, 2. 278—289); Локк, "Мысли о воспитании" (стр. 294—295); Кант, "Антропология" (пер. Соколова, § 88); Вундт, "Physiol. Psych." (II, 422): Гёффдинг, "Очерки психологии" (1888, стр. 293); Зибберн, "Psychol. Patologie" (§ 55); Herz, "Temperamentslärens Historie" (датская монография по истории понятия о Т.). Немецкая литература о Т. прошлого века указана и обстоятельно характеризована в книге Дессуара "Geschichte der neueren deutschen Psychologie" (т. I, стр. 391, "Temperamentenlehre", 1897). См. еще Дурдик (чех), "О letorůck" (1880); Генр. Струве, "О temperamentach" (1864); Лесгафт, "Семейное воспитание ребенка и его значение" (ч. II) и "Основные проявления ребенка; темперамент" (стр. 139—165, 1900); Альфр. Фуйллье, "Темперамент и характер" (перевод Линда, 1896); Nicolas Seeland, "Le Temperament" (Congrès international d'Anthropologie). Можно найти отдельные указания в сочинениях по психологии, напр. у Лэдда, Тигенера (пер. Чепинской, § 60), Фонсегрива (пер. Соколова). О влиянии Т. на страсти см. Летурно, "Физиология страстей", стр. 133.И. Лапшин.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.