Телеологическое направление
- Телеологическое направление
-
в биологии господствует начиная от Аристотеля и кончая Кювье. "Попробуй, если можешь, придумать такую обувь, которая хотя бы наполовину была так удобна, как кожа, обтягивающая ногу", — говорит Галлен и называет глупцом того, кто надеется сделать что-нибудь подобное. Когда возникло учение об изменяемости видов, то и тогда столь яркие представители этого учения, как Ламарк, допускали, что организмы, развиваясь и варьируя под влиянием внешних условий, все-таки в общем осуществляют заранее предначертанный план. С надлежащей ясностью антагонизм телеологической и причинной точки зрения сказался в знаменитом споре Кювье с Этьеном Жофруа Сент-Илером в 1831 г. Кювье учил, что органы находятся в соответствии с той ролью, которую животному приходится играть в природе, а Сент-Илер — отвечал, что он "не знает такого животного, которому надо играть ту или другую роль в природе". Кювье и Валасьен писали, что так как рыбы живут в среде, которая плотнее воздуха, то их движущие силы рассчитаны так, чтобы дать им возможность двигаться при этих условиях. Сент-Илер говорил, что при таком умозаключении придется сказать, что каждый человек, ходящий на костылях, с самого начала был предназначен к тому, чтобы иметь парализованную или ампутированную ногу. Сент-Илер полагает, что дело натуралиста только наблюдать факты и что мы не имеем права приписывать Божеству те или другие намерения, ибо не можем доверять слабости своего разума. По мере того как росла и крепла селекционная теория (см.), телеологическая точка зрения все более и более теряла под собой почву. По учению эволюционистов, целесообразность в природе есть, но она является исключительно причинной. Окончательным упрочением этого взгляда мы обязаны, конечно, Дарвину. В настоящее время мы знаем целый ряд органов, которые с точки зрения Т. не могут иметь ровно никакого объяснения, как, напр., открытые С.-Илером и существующие только во время утробной жизни зубы китов. Многие органы хотя утеряли всякое значение, но все-таки появляются во время развития или существуют в течение всей жизни животного только как воспоминание о том, что было свойственным и в свое время целесообразным у отдаленных предков этих животных (см. Рудиментарные органы). Затем и те органы, которые, по-видимому, вполне приспособлены к своей цели (как напр. человеческий глаз), рассматриваемые как механизм (в данном примере, как оптический инструмент), далеко не являются совершенными (Гельмгольц). Поэтому современный биолог в своих исследованиях и обобщениях не задается более вопросом: для чего? — а ищет ответа только на вопрос: почему?
В. Шимкевич.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.
Полезное
Смотреть что такое "Телеологическое направление" в других словарях:
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ — (Ideological explanation) объяснения типа А происходит ради В (А. Вудфилд, 1981). Здесь можно выявить три главные формы (см. также Телеология): (а) целевое объяснение целенаправленного поведения живых существ, особенно человека, например, с точки … Большой толковый социологический словарь
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ — разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В Свящ. Писании ВЗ и НЗ, к рое свидетельствует о Боге и является основанием христ. веры в… … Православная энциклопедия
Бог — Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Бог — Бог. Во всех религиях существует представление о Б. или о богах(кроме буддизма), как живых и личных существах, отдельных от природы иимеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях,свойственных всем религиям и составляющих… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Телеология — и физико теологическое доказательство бытия Бога. Термин телеология означает учение о целях. В той мере, в какой цель есть несомненно существующий факт человеческой природы, Т. имеет несомненно научное значение, образуя собою как объяснение этого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
персонализм — (в психологии) (от лат. persona личность) направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности П. относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации, внутреннему… … Большая психологическая энциклопедия
Телеологическая психология (teleological psychology) — Телеология описание событий, включающее поведение организмов, основанное на предполагаемом функционировании целей и/или интенций (намерений). Т. п., следовательно, должна исходить из того, что поведение всех или некоторых организмов можно лучше… … Психологическая энциклопедия
БОГ — «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… … Философская энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн… … Философская энциклопедия