- Казуистика
- Казуистика - возникшая в средние века богословская дисциплина, сцелью применять общие нравственно-богословские законы к конкретнымслучаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casusconscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает, что должноосвящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ; К. указывает,при каких обстоятельствах эти работы могут считаться дозволенными, аравно и то, составляет ли то или другое нарушение правила о воскресномотдыхе смертный или простительный грех. До XVI ст. К. излагаласьобыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших сXII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этоговремени. Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистическихруководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда деПеннафорте. С XVI ст. в большей части казуистических сочиненийобнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь стеоретической теологией; решению отдельных казусов казуистыпредпосылагают краткое изложение общих принципов, причем, однако,казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те монашескиеордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная практика;до XVI ст. - главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. -иезуиты. При многовековой казуистической обработке морали обнаружилоськрайнее разнообразие мнений по различным вопросам, вследствие чегобольшое значение получила классификация этих мнений. Различались мнениянесомненные, правдоподобные, более правдоподобные и менееправдоподобные, затем мнения более безопасные и менее безопасные. Всвязи с этими различениями развились в К. следующие теории. 1)Туциоризм: должно следовать более безопасному мнению (opinio tutior),даже и тогда, когда менее безопасное мнение (opinio minus tuta) естьправдоподобнейшее (probabilior). Другими словами, в случае сомненияотносительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться отнего. Эта теория, в смысле общего морального правила, отвергнутабольшинством зап. теологов, как слишком ригористическая. 2)Пробабилиоризм: более безопасному мнению можно следовать и тогда, когдаоно менее вероятно; менее безопасному мнению можно следовать толькотогда, когда оно более вероятно, чем противоположное. 3)Эквипробабилизм: менее безопасному мнению можно следовать не толькотогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинакововероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм: менее безопасномумнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно. Значительную роль в казуистической обработке морали играет различениетрудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей,больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. Приодносторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты легковпадают в искушение заняться возможно ловким сочетанием посылок дляполучения из них неожиданно ловкого вывода и, подкрепляемые ивдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в бесплодныетонкости. В XVI и XVII в. К. усердно разрабатывали и протестантскиебогословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так вдавалисьв подробности, как католики, не делали такого механического различиямежду смертными и простительными грехами, как католические казуисты,пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие(probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали. Ср. Нirscher, "Ueber dasVerhaltniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik" (1823);Dollinger und Reusch, "Geschichte der Moralstreitigkeiten in der rom.kathol Kirche" (Нердл., 1889); Н.Суворов, "К. и пробабилизм" ("Юридич.Вестн." 1889 №11). А.Я.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.