Ипостась

Ипостась
Ипостась - слово из области богословской терминологии. Христианствоучит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности отцыдревней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичностьсостоит в том, что в Боге три лица (proswpon, persona); другие говорили,что в Боге три ипостаси (upostasiV=uparxiV, tropoV uparxewV); третьипонятие "лица" выражали словом onsia, jusiV=substantia, natura (хотя удругих, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие,связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущностивыражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцамицеркви и церковными писателями повело в IVв. к продолжительным спорамхристианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, ипроизвело-было разномыслие между восточною и западною церквами. Вост.богословы говорили так: в Боге, при единстве существа, три ипостаси,словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнут мнение еретикаСавелия, который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотяодин и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида или лица(proswpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в видеДуха святого, так что Отец, Сын и св. Дух сут только три имени илидействования (energeiai). Зап. богословы говорили, что в Боге однаипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал трисущности, сущность Отца - Божескую, сущность Сына - сотворенную, исущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Дляразрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, накотором, под председательством Афанасия Великого, присутствовалиепископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторонвыяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, училиодинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, авторые тем же словом имели в виду выразить понятиеouias = существо.Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держалисьЕпифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то втом, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению,принятому, вслед за Василием Великим и Григорием Богословом, вторымвселенским собором, слово ипостась всею церковью употребляется каксиноним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние веканекоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемыеноминалисты или модалисты повторяли учение древних еретиков, чтоипостаси в Боге сут или имена, или проявления, силы (Бог Сын илиипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух св. - Божия сила или Божиедействование). Некоторые схоластики - Готшальк, Росцелин, Абеляр - изатем немецкие богословы-рационалисты конца XVIIIв. учили, что БожескиеИ. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, кактри отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге суттри бога, а не один Бог. Подр. в "Догматич. Богословии" Сильвестра(т.II). Н.Б.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Ипостась" в других словарях:

  • Ипостась —  Ипостась  ♦ Hypostase    То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но… …   Философский словарь Спонвиля

  • ИПОСТАСЬ —         (от греч. осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп)… …   Философская энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИПОСТАСЬ —     ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… …   Античная философия

  • ИПОСТАСЬ — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления, способ бытия) …   Современная энциклопедия

  • ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • …   Словарь синонимов

  • Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, и, жен. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек рых сочетаниях: проявление чьей н. сущности, а также (обычно ирон.) чья н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого н. В своей обычной ипостаси кто н. Фашизм в… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»