- Дюма
- Дюма (Alexandre Davy de La Pailleterie Dumas) - знаменитыйфранцузский романист (1803 - 70). Отец его был генералом; в жилах егоматери текла отчасти негритянская кровь. Оставшись вдовой в 1806 г.,мать Д. могла дать сыну весьма скудное образование. Унаследовав от отцаатлетическое сложение и много занимаясь физическими упражнениями, Д.приобрел железное здоровье и никогда не изменявшую ему бодрость, духа ижизнерадостность, объясняющую как его неутомимость в работе, так иэпикуреизм. Был сначала нотариальным клерком, потом получил место вканцелярии герцога Орлеанского. В 1829 г., следовательно еще раньшепредставления "Эрнани" В. Гюго, он дебютировал, как драматург, большойромантичной драмой "Henri III et sa cour", имевшей блестящий успех,главным образом благодаря обилию сценических эффектов, преувеличенномуизображению страстей и необузданности языка, т. е. всем внешним чертамромантизма. Посвятив себя исключительно литературе, Д. поставил на сценуцелый ряд драм и комедий (изд. в 1834 - 36 и 1863 - 74 гг.):"Christine", "Antony" (наиболее способствовавшую славе Д., какдраматурга), "Napoleon Bonaparte", "Charles VII chez ses grandsvaissaux", "Richard Darlington", "Teresa", "La Tour de Nesle","Catherine Howard", "Angele", "Don Juan de Marana", "Kean", "Caligula","Mademoiselle de Belle Isle", "Un mariage sous Louis XV" и др. В этихмногочисленных пьесах, далеко не все принадлежит на самом деле его перу.Д. сам любил говорить, что у него было в течение его литературнойкарьеры столько же сотрудников, сколько было генералов у Наполеона.Какова была роль этих сотрудников - дело далеко не разъясненное; помнению защитников Д. (Жюля Жанена, Б. де Бюри), он пользовался толькочужими набросками сюжетов и создавал из них совершенно оригинальныепьесы; другие же, в особенности Мирекур, доказывают документально, что,за исключением "Christine", "Henri III", "Charles Vll" и "Antony",заимствованных самим Д. из различных источников, Д. не принадлежит ниодна из пьес, подписанных его именем. Мнение Мирекура подтверждаетсяотчасти процессом, возникшим по поводу "Tour de Nesle" между Гальярде,Жаненом и Д. Каждый из них предъявлял авторские права на пьесу, надкоторой каждый, поочередно, работал, а между тем Д. поставил ее на сценупод одним своим именем. Каково бы ни было, впрочем, участие Д. вавторстве известных под его именем пьес, несомненно, что в общейсложности они представляют цельный тип драматических произведений,приближающихся к романтизму только внешними приемами, стремлением кяркости языка и исторического колорита, к воспроизведению обстановкиизображаемой эпохи; внутреннего же содержания, анализа душевной жизни,характеров и вообще живых лиц, в пьесах Д. очень мало. Несмотря на громкий успех некоторых. пьес Д., затмивший, на время,даже славу В. Гюго, главный источник популярности Д. кроется, однако, нев них, а в его бесчисленных романах, повестях, дневниках, путевыхзаметках и т. д. Он написал громадное количество томов о своих путевыхвпечатлениях, причем не стеснялся давать подробные отчеты о путешествияхпо странам, в которых никогда не был. Известнейшие из этих путевыхзаметок: "Impressions de voyage (en Suisse)", "Excursions sur les bordsdu Rhin", "Le Speronare", "De Paris a Cadix", "Le Caucase", "De Paris aAstrakan" (много величайших курьезов). Как романист, Д. дебютировалкороткими новеллами: "Le Cocher de cabriolet", "Blanche de Beaulien" идр., за которыми последовали более длинные повести: "Le Capitaine Paul","Ascanio", "Sylvandire" etc. и, наконец, его знаменитые многотомныероманы: "Les trois mousquetaires", с двумя продолжениями: "Vingt ansapres" и "Dix ans plus tard ou le Vicornte de Bragelonne", "Le Comte deMonte-Christo", "La Reine Margot", "Le Chevalier de la Maison Rouge","La Dame de Monsorean" (1846), "Le Batard de MauIeon" (1846), "LaComtesse de Charny" (1853 - 1855) и др. Огромное количество вышедших заподписью Д. томов романов и повестей выдвигает в еще более острой формевопрос о так называемых сотрудниках Д. Несколько процессов, возбужденныхпротив Д., обнаружили феноменально легкомысленное и бесцеремонноеотношение романиста к своим произведениям: выяснено, напр., что онвыставлял свое имя на обложке книг, которых он даже не читал, а впроцессе 1847 г. доказано было, что за один год Д. напечатал под своимименем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течетецелого года, если бы работал без перерыва днем и ночью. Из бесконечноймассы написанного Д. (насчитывается приблизительно 1200 т. егопроизведений) Мирекур оспаривает у него самое лучшее: "TroisMousquetaires", "Monte-Christo", "Chevalier de la Maison Rouge" онприписывает О. Макэ, "Ascanio", "Amaury" - Мерису, "Georges" - Мальфилюи т. д. Нельзя не заметить, однако, что, как и пьесы Д., романы егоимеют несомненное "фамильное сходство". Помимо смены вечно новых иразнообразных инцидентов, в них чувствуется общий характер удали,веселья и беззаботности, вполне отражающий личность самого Д. Лучшимроманом Д. считается его героическая эпопея о похождениях трех (или,вернее, четырех) мушкетеров, в которой Д. создал (почти единственныйсреди его произведений) вполне определенный тип д'Артаньяна,остроумного, весёлого и храброго гасконца, беззаветно преданного друзьями вместе с тем отлично охраняющего свои интересы. Любимые герои Д. -доблестные искатели приключений, гордые красавцы, любители вина, карт иженщин, смелые и здоровые, хватающиеся за рукоять шпаги при каждомудобном и неудобном случае. Этот тип, с небольшими видоизменениями,повторяется во всех романах Д. и составляет центр интриги. В сравнении сним женские фигуры в романах Д. слабы и бледны, также как и в егодрамах. Исторические романы Д. ("Balsamo", "Collier de la Reine", "AngePitou", "Chevalier de la Maison-Rouge") столь же фантастичны, как ироманы похождений, в роде Монте-Кристо; исторический сюжет служит емутолько, по его собственному выражению, гвоздем, чтобы повесить на негокартину. Много зарабатывая, Д. еще больше тратил; он то строит себевеликолепный замок Монте-Кристо, то должен скрываться от кредиторов. В1847 г. он сделался директором "Theatre Historique", на котором ставилмного своих пьес; особенный успех имела "Chevalier de la Maison Rouge",из которой заимствована революционная песня 1848 г.: "Mourons pour lаpatrie". После 1848 г. он издавал очень недолго жившую газету "Mois" ивздумал заняться политикой, но его кандидатура в депутаты не имелауспеха. В 1864 - 60 г. он был редактором "Le Mousquetaire",переименованном потом в "Monte-Christo". В своих мемуарах Д. с большойоткровенностью, доходящей до цинизма, рассказывает подробности о себе ио жизни своего сына, с которым он был в большой дружбе. Старость Д. былапечальная; он был очень стеснен в средствах, обременен долгами и жил вуединении. См. Blaze de Bury, "A. Dumas"; Dubarry, "4 celebrites"(1874); Mirecourt, "Les Contemporains". A. de Boissieu, "Lettres d'unpassant" (1869); Jules Janin, "A. D.". З. Венгерова.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.