- Вентиляторы
- Вентиляторы (техн.). - Так называют воздуходувные снаряды, илизаводские приборы, искусственно производящие движение воздуха (ветер,как показывает словопроизводство) в желаемом направлении при помощивращающихся лопастей, или крыльев. В. могут служить поучительнымпримером обратимости явлений: движение воздуха способно приводить вкруговращение мельничные и другие к тому приспособленные крылья ипроизводить чрез их посредство механическую работу; но и механическаясила, при помощи крыльев вентилятора, способна производить движениевоздуха. Неизбежные при таких передачах потери движений могут бытьуменьшаемы; величина их зависит от перехода некоторой части работы втеплоту (развивающуюся, напр., при сжатии воздуха, в подшипниках оттрения и т.п.) и достоинство приборов определяется мерою потери, при семпроисходящей. Если бы не было этих неизбежных потерь, то легко было бывычислить, какая затрата механической работы (в килограммометрах всекунду) требуется для сообщения данной массе покойного воздухаопределенной скорости движения(в секунду), но в действительности делокрайне усложняется в зависимости не только от устройства передаточногоприбора, но и от того сопротивления, которое должно преодолеватьполучаемая при помощи В. струя воздуха, потому что от этого зависитстепень сжатия, которую должно придать воздуху вентилятором, чтобы онмог, преодолев встречающиеся сопротивления, произвести желаемое движениевоздуха. Поэтому механическая теория В. очень сложна, и устройство В.весьма разнообразно, смотря по тем целям, для которых они устраиваются.В промышленном отношении должно отличать, кроме высасывающихвентиляторов (применяемых, напр., для вытягивания воздуха из жилищ,рудников и т.п.), нагнетающие воздух или вдувающие его в желаемоепомещение, напр., в веялки, вагранки и горны и т.п. Такие вдувающие В.очень часто применяются в металлургических производствах для раздуваниягорящего угля или кокса. Применение В. для вдувания воздухаограничивается тем, что они, во избежание значительной потери на трениетвердых частей, представляют всегда крылья или вообще твердые части,насаженные на ось, приводимую в движение, и окружаются свободноюоболочкою, в которой и устанавливается движение воздуха, обыкновенно отоси к концу крыльев или движущихся частей В., а эти концы не касаютсявплотную к оболочке В. Поэтому между тою частью В., в которую входитвоздух (где давление уменьшено), и тою, из которой он выходит в сжатомсостоянии, не существует полного разобщения (как в насосах), и,следовательно, давление, достигаемое В., не может превосходить известнойнормы, зависящей от множества разных влияний, но во всяком случаепрактически незначительной. Там, где требуется получить значительноесжатие воздуха, а через то и большую быстроту его движения,употребляются уже меха, нагнетательные насосы и т. п. Главное удобствоВ. состоит в том, что в них производится движение вращательное,сравнительно легко получаемое всякими двигателями.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.