- Василий
- Василий Великий, вместе с братом своим св. Григорием Нисским и своимдругом св. Григорием Назианзином (Богословом), был представителемКаппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее,примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской.Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской в 329 г. Отец его, тогоже имени, и мать Эммелия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии иПонта и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание. На 18-мгоду В. отправился в Константинополь, где слушал знаменитого в то времясофиста Ливания, а потом провел нисколько лет в Афинах, тогдашнем центревысшего философского образования; там он подружился с жившим для той жецели в Афинах Григорием Назианзином, а также познакомился с будущимимператором Юлианом. Вернувшись в Kecapию, В. принял св. крещение и былпосвящен в чтецы, после чего, проникшись аскетическим идеалом, захотелближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию иПалестину отправился в Египет. Здесь христианская жизнь произвела нанего двойственное впечатление: он был поражен удивлением передчрезвычайными подвигами св. отшельников - и вместе с тем глубоко огорченгосподствовавшими в церкви разделениями и смутами, по случаю Арианскойереси и различных расколов. По возвращении на родину, В. деятельнозанялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийскойобласти и написал для них устав. Посвященный в 364 г. в пресвитеры, В.принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и успешнопротиводействовал арианам, получившим преобладание при императореВаленте и хотевшим завладеть кесарийскою церковью. Вместе с тем В.занялся организацией христианской благотворительности, основал множествоубежищ для бедных (птохотрофий) и при всяком случае бесстрашнозаступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречнымаскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность.Избранный в 370 г. в архиепископы своего родного города, В. занялся иобщецерковными делами; через послов и письма он вступил в деятельныесношения со св. Афанасием Александрийским, а также с папою римскимДамасом, стараясь теснее сплотить силы православия, для победы надарианством и умиротворения церкви. При этом Василию пришлось испытатьвражду с двух сторон: его возненавидели и ариане, как прямого врага, ичрезмерные ревнители правоверия, находившие, что он слишком уступчив ине тверд в своих примирительных стараниях, хотя, вместе с тем, многиеупрекали его за гордость, сухость и высокомерие. В 371 году, В. послучаю одного церковного празднества, говорил большую проповедьбогословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан,которые были готовы признать божество Сына Божия, но не решалисьприсвоить того же достоинства и Духу Св., В., говоря о третьем Лице Св.Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большоенегодование в разных местах. Самого В., а также и Григория Назианзина,пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии,но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то времябогословский авторитет, св. Афанасий Великий, архиепископалександрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменнозасвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православиеВ. и правильность его образа действий. В 372 г. кесарийскому святителюпришлось выдержать другую бурю. Император Валент решился навязатьарианство кесарийской церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою цельюон отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потомявился и сам. Св. В. отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самогоВалента допустил в храм только для принесения даров. Император нерешился привести в исполнение своих угроз и удалился, ничего несделавши. Св. В., разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами иуже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком,скончался в 378 г., 49 лет от роду. Несмотря на такую сравнительнократкую жизнь, наполненную столь разнообразными и трудными делами, св.Василий оставил после себя богатейший вклад в свято-отческую литературу,где его сочинения занимают одно из первых мест. Вот перечень сочинений,несомненно ему принадлежащих: Девять бесед на шестоднев; шестнадцатьбесед на разные псалмы; пять книг в защиту православного учения о Св.Троице против Евномия; двадцать четыре беседы о разных предметах; семьаскетических трактатов; правила монашеские, в двух редакциях(пространной и краткой); устав подвижнический; две книги о крещении;книга о Духе Св.; несколько проповедей и 366 писем к разным лицам. Память св. Василия В. празднуется в день Обрезания Господня, 1января. Кроме того, он вместе с другом своим, св. Григорием Назианзином(Богословом) и величайшим христианским светилом следовавшего за нимипоколения - св. Иоанном Златоустом, чествуется особым праздником, 30января, по следующему случаю. В XI веке между греками возник спор: ктоиз трех названных вселенских святителей и учителей выше достоинством.Этот спор, по обычаю греков, очень ожесточился, и уже готовы былиобразоваться три секты: Василиан, Григориан и Иоаннитов. Тогда одномусвятому епископу, Иоанну Эвхаитскому, явились во сне три святителя иобъявили, что между ними не может быть никакого вопроса о первенстве,что они равно послужили Богу и церкви, каждый по своему, и приказалиИоанну сообщить патриарху и императору, что для большей славы Божией имира церкви следует установить общий праздник трех святителей, что ибыло исполнено. С начала XVI века сочинения св. В. В. печатались много раз. Главныеиздания суть: парижское 1526 г., гагское 1528 г., базельское 1532 г.,венецианское 1535 г., базельские 1551 и 1566 гг. и парижское 1618 г.Полный русский перевод сочинений В. В. издан московскою духовнойакадемией, в "Творениях св. Отцов". Владимир Соловьев. Взгляд В. В. на церковное пение выразился в следующих словах:"поелику Дух Св. знал, что трудно вести род человеческий к добродетели,что по склонности к удовольствию мы нерадивы о правом пути, то чтоделает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе сусладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образоми то, что есть полезного в слове. На сей-то конец изобретены для насстройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом, или вообще невозмужавшие, по-видимому только пели их, а в действительности обучалисвои души". При В. Вел. весь приход участвовал в богослужебном пении,исполняя псалмы, заключительные стихи и короткие музыкальные формулы наслова: "Аминь", "Господи помилуй" и пр. Н. С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.