- Бенедиктинцы
- Бенедиктинцы и Бенедиктинки в Польше. Уже в самом началегосударственной жизни Польше бенедиктинские монахи приходили туда вкачестве миссионеров; так членами этого ордена были: Адальберт илиВойтех, брат его Гауденций и др.; первые монастыри, основанные в Польше, принадлежали бенедиктинцам. Относительно числа этих монастырей до 1025г. существует разногласие: самое распространенное мнение, имеющеенекоторое основание в средневековых хрониках и поддерживаемоебольшинством историков до последнего времени, таково, что уже во временаБолеслава Храброго (992 - 1025) и даже раньше его бенедиктинцы имелимонастыри в Тынце и на Лысой Горе. Между тем с полною уверенностью можносказать только о двух монастырях, что они существовали до 1025 г., аименно: в Медзыржеце и Тржемешне; первый из этих монастырей упоминаетсяТитмаром под 1005 г. После смерти короля Мечислава II (1034 г.) началасьреакция среди народа против христианства: тогда все монастыри былиразрушены, в особенности в Великой Польше, а монахи перебиты. ТолькоКазимиру I (1041 - 1058) удалось восстановить христианство и основатьновые монастыри: в это время между прочим были построены бенедиктинскиемонастыри в Тынце, Могильне, Лэнчице и Любине; затем в половине XII в.на Лысой Горе (Св. Креста), в Сецехове, Бреславде и Ежове. Второй неразъясненный вопрос заключается в том: откуда пришли бенедиктинскиемонахи в Польшу? По преданию, первые бенедиктинцы времен Мстислава и иБолеслава Храброго пришли из Монте Кассино. Другие говорят что вовремена Казимиpa и монахи пришли из Клюньяка (Клюньи?), но с этим несоглашаются новейшие историки, которые указывают на Жамблю леодйскойльецезии (теперешний Льеж) в Бельгии, как на место происхожденияпольских бенедиктинцев. По всей вероятности уже в XII в. все польскиебенедиктинцы признавали главенство тынецкого аббата, который носилназвание архиаббата, но в скором времени монастыри стали самостоятельноуправляться, богатеть и вследствие этого орден стал нравственно падать. По всей вероятности уже в XIII в. бенедиктинцы перестали дажесодержать школы. Бенедиктинские аббатства были в следующих местностяхПольше: и в Тынце, от которого зависели монастыри: орловский в Силезии,в Старых Троках в Литве (с 1410) в Костельной Вей в окрестностях Калиша(с 1209) в Унееве (с 1370 г. 1) в Тухове; 2) аббатство Св. Креста наЛысой Горе с монастырями: в Конемлотах, Вонводьнице и Слупе; 3)Сецеховское аббатство с монастырями: в Сецехове, Радоме, Пухачове,Стенжице. 4) аббатство в Могильне (1065 г. ) близ Гнезна 5) Люблинскоеаббатство с монастырями: в Ежове, Гостыне, Хойнатах и Киссове 6) Плоцкоеаббатство (1166 г. ) с монастырями: равским, пржибытовским, замским илентовским; 7) в Городище близ Пинока (1659 г. ); 8) в Несвиже (1673 г)и 9) в Минске (1700 г. ). Не смотря на то, что в 1709 г. образоваласьбенедиктинскопольская конгрегация, соединившая все монастыри в однуорганизацию, орден не поднялся из своего упадка. В нынешнем столетии Б.монастыри совсем исчезают: так, в 1815 г. Тынецкое аббатство, перешедшеек Австрии, было упразднено, потом были закрыты монастыри: на Лысой Гореи в Сецехове (1819 г. ) и другие; остались бенедиктинцы только вПултуске, куда они переселились в 1802 г. из Плоцка; до 1830 г. ониимели свою школу. Окончательное упразднение пултуского бенед. монастыряпоследовало в 1864 г. Бенедиктинки до сих пор имеют несколькомонастырей, так напр.: в Серпце, Ломже, Минске, и кроме того в Галиции:в Статонтках близ Кракова (с 1240 г. ). В Пржемышле с женской школой и вПруссии, в Хелмне (с 1274 г.). Литература: Войтех Плоцкий, "Blagostowienstwo zakonu Sw. Benedykta"(Краков, 1623); Стан. Шигельский, "Aquila polono Benedictina" (Краков,1663); Вацлав Зиолковский "Regula s. Benedicti" (Вильно, 1792),"Encyclopedia koscielna" (т. II, Варш., 1873); Владислав Абрагам,"Organizacia Kosiola w Polsce" (Львов, 1890).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.