- Аэростат
- Аэростат (греч.) или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой вотношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес, то каждоетело, находящееся в воздухе, проявляет те же свойства, какие онопроявляет, будучи погруженным в воду, т.е. следует закону Архимеда.Таким образом, каждое тело должно потерять в воздухе, столько весусколько весит объем вытесненного им воздуха. Если тело весит меньше, чемобъем вытесненного им воздуха, то оно должно следовательно подниматьсявверх в воздух с силой, которая соответствует разности весов: объемавытесненного воздуха и собственного веса тела. Бумажные фабрикантыбратья Стефан и Иосиф Монгольфьеры в Аннонэ во Франции, устроили впервый раз приспособление (шар), которое было легче вытесняемого имвоздуха. Для этой цели они приготовили из бумаги большой шар и наполнилиего нагретым воздухом, который, вследствие своего расширения, был легчехолодного. Вскоре после этого Шарль в Париже употребил вместо нагретоговоздуха (авг. 1788 г.) водородный газ, который около 14 раз легче (в1836 г.) атмосферного воздуха. Позже. по предложению Грена (Green),стали применять для наполнения воздушных шаров в тех городах, где быловведено газовое освещение, светильный газ, который также по удельномувесу своему легче атмосферного воздуха и добывание которого проще идешевле добывания водорода. Так как воздушный шар поднимается вверх лишьв том случае, когда оболочка его и содержимое весят вместе менеевытесненного воздуха, то, очевидно, чем тяжелее материя его оболочки,чем больше груз шара и чем менее легок газ, которым наполнен шар, тембольше должен быть сделан сам шар. Тонкий шар из коллодиума, наполненныйводородом, в состоянии подняться при величине диаметра его в 2сантиметра. Шар из сусального золота требует для своего поднятиядиаметра в 15 сантим., не отягченный ничем шар из так назыв. шелковойбумаги - 25 сант., наконец шар из вощеной тафты требует уже диаметра в125 сант. Большие шары приготовляются из особой крепкой шелковой тафты(раньше они приготовлялись из китайской шелковой материи); ониизготовляются, главным образом, в Париже, фабричным путем. Форма их былапрежде шаро- или грушеобразная; в новейшем воздухоплавании им придаютовальную, сигаровидную или рыбовидную форму, чтобы уменьшить ихсопротивление по направлении их движения. Так как аэростаты в верхнихразреженных слоях воздуха раздуваются, вследствие уменьшения внешнегодавления, то их окружают сетками из крепких веревок для того, чтобы онине лопнули; к концам прикрепляется помещение для воздухоплавателей (уМонгольфьеров они состояло из круглой корзины, у Шарля оно имело видлодки или ладьи). Движение аэростата вверх происходит с помощьювыбрасывания балласта (песка), который для этой цели берется в лодку приотправлении; опускание аэростата происходит от выпускания газа с помощьюособого клапана, от которого веревка проходит в лодку и даетвоздухоплавателям возможность управлять им. Управления аэростатомпытались добиться с помощью воздушных винтов, колес, парусов и руля.Привязанные на крепких канатах (ballons сарtifs), равно как свободноподнимающиеся аэростаты служат для метеорологических исследований высшихслоев воздуха. С помощью малых шаров, привязанных на нитке, измеряютвысоты пещер. В последнее время стали применять А. для фотографированияс птичьего полета. Для этой цели пускают небольшой шар, с установленнымина нем фотографическим аппаратом, на 3 тонких шнурках, которые даютвозможность держать шар почти неподвижным. Фотографический аппаратснабжен затвором с особым механизмом, который дает возможность человеку,находящемуся на земле, действовать им. Достигается это или с помощьюэлектрического прибора, от которого проводник спускается вниз, илимеханическим приспособлением, которое соединено с землей зажигательнойниткой. Лишь только зажженная нитка сгорела, механизм действуетавтоматически.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.