- Атеизм
- Атеизм (от греческого слова aJeoV, т, е. безбожный) - означаетотрицание существования Бога или мнение, что наше представление о Боге,как о высшем существе или как о нравственном порядке вещей, не естьнечто реальное или существующее в действительности. - А. называетсяскептическим, когда отрицается возможность доказать бытие Бога наосновании разума, догматическим, когда утверждают, что небытие Богаможет быть подтверждено известными доказательствами. Различают также А.теоретический и практически. Первый отвергает только объективнуюреальность существования Бога, но признает нравственный закон, которыйдолжен руководить нами в жизни; практическим же атеизмом, вследствиетесной связи, установленной человеческим разумом между нравственнымзаконом и представлением о Боге, называется тот вид неверия, когда людине считают нравственный закон естественной потребностью, вытекающей изсамой сущности нашего разума, а лишь случайным представлением,вытекающим из получаемого нами воспитания и из общественных отношений.Так как, по понятиям людей, вера в существование Бога освящаетнравственный закон, то распущенность нравов неизбежно влияет наослабление веры и вследствие этого, в эпоху глубокого упадка нравов,всегда обнаруживалось и неверие, как это было в Греции во временаПерикла, у римлян во времена Августа, в средние века в эпоху упадканравов среди духовенства и светских людей и в распущенности нравов,существовавшей перед Французской революцией. Так как понятие о Боге вразные времена и у разных народов бывает весьма различное, то многихлюдей часто обвиняли в А., тогда как эти обвинения основывались лишь начисто субъективных взглядах. Так напр., древние греки обвиняли в А.некоторых из своих философов, как Анаксагора и Сократа, отвергавших несуществование Бога, но многобожие, признаваемое народом. Точно также, вхристианской церкви, вслед за установлением догмата Троицы, обвинялись вА. и наказывались все отвергавшие догмат о триипостасном Божестве и оБожественности Иисуса Христа. В новейшее время, исходя изхристианскотеистического представления о Боге, как о личности,существующей вне Mиpa, обвиняют в А. идеалистов и пантеистов (Спинозу,Фихте, Шеллинга и Гегеля), хотя они не отрицают самого существованияБога, но только не допускают его существования независимо от Вселенной.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.