- Аверроэс
- Аверроэс, собств. Ибн-Рошд (Абуль-Валид Мохаммед Ибн Ахмет ИбнМохаммед Ибн Рошд), - самый знаменитый арабский философ, родился в 1126(520 Геджры) в Кордове, в Испании, где отец его занимал должностьглавного судьи и муфтия. Он обучался у знаменитейших ученых своего векаи был в самых дружеских отношениях с теософом Ибн-эль-Араби и известнымиучеными Ибн-Тофаиль (Abubaces) и Ибн-Зор (Avenzoar). Благодаря своимталантам и познаниям, достиг при альмогадийском султане Юссуфе (1163 -84) высших почетных должностей и действовал то в Марокко, то в Севильеили Кордове. И при его наследнике, Альманзуре-Биллях, А. находилсявначале в большой милости, но затем был завистниками своими обвинен внесоблюдении учения Корана, и попав поэтому у Альманзура в немилость,был смещен с должностей и жил в изгнании в Елизене или Люцене близКордовы. Через несколько дет, когда сам султан стал заниматься иинтересоваться философией, А. был опять призван ко двору в Марокко иосыпан доказательствами благосклонности; но вскоре после этого он умер12 дек. 1198 г. в Марокко. А. перевел (с сирийского) и объяснилсочинения Аристотеля с глубоким знанием дела. Но нельзя не заметить вего работах, как и у большинства арабских философов, влиянияалександрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония,Фемистия и др. Против арабских ортодоксов, особенно Альгацали, онвыступал всегда как рационалистический защитник философии. Большинствоего произведений (Венец., 1489) осталось только в латинском переводе.Его комментарии Аристотеля появились на латинском языке в общем изданиипроизведений Аристотеля (11 т., Венец., 1560). Он написал также нечтовроде медицинской системы, которое под названием "Colliget" (искаженноеарабское "Куллийят" т.е. общее, система) было переведено на латинскийяз. и несколько раз перепечатывалось (Венец., 1482 и 1514). Многие егопроизведения переведены в на еврейский язык. В христианской церквифилософия А. получила должное значение уже в XIII столетии, хотя егопантеистическое учение о единстве действия Мирового принципа,схоластиками было отвергнуто как заблуждение, так же, как и астрология,названная аверроизмом. Кроме того А. заслужил себе известность и какастроном, своими наблюдениями над солнечными пятнами. Ср. Ренан "A. etl'Averroisme" (Пар., 1852; 2 изд., 1861); Г. Риттер "Geschichte derPhilosophic" (2 изд., 8 т., Гамб., 1845); Лазинио "Studii sopra Averroe"(Флор., 1875). Самую существенную услугу в деле ознакомления сфилософскими сочинениями А. оказал М. и. Мюллер, который предпринялиздание арабских текстов "Философии и теологии А." (Мюнх., 1859),прекрасный перевод которых был после смерти Мюллера издан БаварскойАкадемией (Мюнх., 1875).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.