Амулет

Амулет
Амулет - вещица, снабженная известными фигурами, знаками илинадписью, напр, камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее дляпредохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А.упоминается у Плиния и означает средство против яда. Производят словоэто -различно: по одному мнению оно происхождения лат. (от amoliri,scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному-арабского (hamala, носить), и перешло к нам как и выражающее то жепонятие слово "талисман", от арабов. Древнейшие А. были у египтян, гдеони имели форму Скарабея . Ветхий завет строжайшим образом запретилупотребление таких волшебных средств, но все таки у евреев, как наследиеязычества, встречаются А. в виде украшений и средств для отраженияневзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (БытиеXXXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя,как это еще теперь принято на востоке и т. д. Цицит же и Тефилим, т. е.кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге,которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны бытьпричисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. Угреков симпатическое предохранительное средство называлось вообщефилактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении. В большом почетенаходился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был уримлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различногоматериала с загадочными знаками или изречениями, также и другиеразнообразные вещества, которые по древнеиталийскому обычаю заключалисьв футлярчики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнемхристианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенныецерковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei);также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, таккак слово icJuV, т. е. рыба заключает в себе начальные буквы греческихслов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель", принадлежат к чистохристианским символам. Суеверные волшебные средства были всегдазапрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем онибыли или грекоримского происхождения, или восточного, особенно жеиyдейско-каббалистического, напр., так называемые абраксас-амулетыВасилидиянцев и других гностических сект 11-го века после Р. X.,замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского ит. п. Часто носили еще куски пергамента, с написанными на них начальнымистихами Евангелия Иоанна, как предохранительное средство от болезней инесчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею,церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия и,наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено наЛаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре.На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии,особенно против т. н. дурного глаза. Ср. Копп, "PalaeographUa crUtica"(том 3 и 4, Мангейм, 1829); Евеле, "Uber А." (Майнц, 1827).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»