Алхимия

Алхимия
Алхимия (араб. Al-kimia - производится или от слова kemi, туземного(коптского) названия Египта, или от греческого cumoV - жидкость, сок) -так называлась нынешняя химия в средние века, вплоть до XVII столетия.Но с тех пор, как эта последняя получила научную обоснованность иоблеклась в формы точного знания, прежним, старинным термином сталиобозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и:серебро, во что собственно и замыкалась задача химии до XVI столетия.Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрологияк астрономии. Задачею средневековых алхимиков было приготовление двухтаинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть стольжеланного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важныйиз этих двух препаратов, который должен был обладать свойствомпревращать в золото не только серебро, но и неблагородные(несовершенные) металлы, как напр. свинец, ртуть и т. д. " носилназвание философского камня, красного льва, великого эликсира илимагистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей: жизни ижизненным эликсиром". Этому средству приписывалась могучая сила: онодолжно было не только облагораживать металлы, но и служит универсальнымлекарством; раствор его, в известной степени разведенный, так называемыйзолотой напиток (аurum. potabile), принятый внутрь в малых дозах, долженбыл исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь болеепродолжительной. Другое таинственное средство, уже второстепенное посвоим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, или:малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебровсе неблагородные металлы. Находивших философский камень звали адептами. Родиной алхимии является древний Египет; римский император Диоклетанповелел в 296 г. после Р. X. предавать сожжению все египетские рукописи,касающиеся искусства делать золото. Последующие алхимики ведут началосвоей науки от Гермеса Трисмегиста, почему искусство делать золотоназывалось также герметическим. В IV веке нашей эры задача превращенияметаллов в золото ревностно преследовалась ученой александрийскойшколой. Писатель, выступающий под псевдонимом Демокрита, очевиднопринадлежавший к семье александрийских ученых, с своим сочинением"Physica et mystica" положил начало длинному ряду чисто алхимическихпроизведений. Такого рода труды появлялись по большей части под именамиизвестных философов, (каковы Платон. Пифагор и т. д.) с тем, чтобыобратить на себя внимание и обеспечить себе успех, но, вследствие обилияметафор и странной номенклатуры, они мало доступны пониманию. Греки былиучителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию и давших ей вместе сименем тот вид, который она в существенных чертах сохранила ивпоследствии. В этом последнем отношении труды араба Абу-МузыДжафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером, составляют целуюэпоху. Он жил в Севилье, в конце VIII-го и в начале IХ-го столетия, ибыл вероятно грек, обращенный в ислам. Наиболее замечательная из егоработ: "Summa perfectionHs magisterii in sua natura", переведенная налатинский яз. (Рим, между 1490 - 1520; Данц., 1682; франц. в"Bibliotheque des philosophes chimiques" Салмона, 2 тома, Пар., 1672 -78). Из этого сочинения видно, что во времена Гебера в основе химиилежала гипотеза о сложности, или, другими словами, металлы считалисьтелами меняющейся природы. Следуя Геберу, все они как бы состоят измеркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно придать то, что у нихнедостает и отнять то, что находится в избытке. Запад воспринял алхимию от арабов в Х-м или ХI-м столетии; от нихзаимствованы были как формы, так и элементы знания. Так как в те временакаждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, тонередко в истории алхимии встречаем мы имена славных философов ибогословов. Знаменитые схоластики Альберт Великий и Рожер Бакон былитакже и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арпольдо деВилланова,выдающийся врач, умерший в 1314 г., издал более 20 алхимических трудов.Раймунд Луллус , известнейший алхимик XIII и XIV столетий, был, какговорят, автором 500 сочинений главным образом алхимического содержания.Оракулом алхимиков XV столетия и последующего времени являетсябенедиктинец Василий Валентин (около 1415), который может считатьсянаиболее выдающимся в те времена и вообще последним ученым с чистоалхимическим направлением. Уже Парацельса нельзя причислить к типическималхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки неотыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств. С XVI векамежду алхимиками замечается рознь в преследуемых целях и от ученых, ещенe вполне разставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями,отделяется многочисленный класс, по большей части странствующихавантюристов, злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делатьзолото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Знать ивладетельные князья были главным образом жертвою их обмана. В XV, XVI иXVII столетиях многие коронованные особы ревностно занимались алхимией.Так напр., многие английские короли, а в особенности Генрих VI, вправление которого, благодаря стараниям целой шайки делателей золота,страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл,игравший в этом случай роль золота, был по всей вероятности меднойамальгамою. Подобным же образом около этого времени действовал и КарлVII во Франции, в сообществе с известным Жаком ле-Кёр (Jacques ieСоeur). Даже женщины, как напр. императрица Варвара, вдова императораСигизмунда, стоит в списках адептов. Император Рудольф II (1576 - 1612)был меценатом странствующих алхимиков и его резиденция представлялацентральный пункт алхимической науки того времени. Любимцы императораназывали его германским Гермесом Трисмегистом и его пример нашелподражание главным образом при соседнем саксонском дворе. КурфюрстАвгуст Саксонский и его супруга Анна Датская производили опыты - первыйв своем дрезденском "Зодотом дворце" (Goldhaus), а супруга его - в своейроскошно устроенной лаборатории на своей даче (Fasanengarten) вАннабурге. Дрезден долго оставался столицею государей,покровительствующих алхимии, и эта последняя в особенности служилапредметом ревностного изучения в то время, когда соперничество запольскую корону требовало значительных денежных расходов. Берлинскийдвор при курфюрсте Иоанне Георге также служил ареной для шарлатанаЛеонарда Турнгейсера, который однако должен был бежать из Берлина. Болеечем 100 лет спустя появился в Дрездене Иоанн Фридрих Беттхер, которыйхотя и не добыл золота, но зато получил впервые в 1704 г., во времясвоего ареста, коричневый яшмовый фарфор, а в 1709 г. и белый фарфор.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Алхимия" в других словарях:

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной… …   Философская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (араб., al kimia, происход. или от слова kemi коптского названия Египта, или от греч. chymos жидкость). Средневековая наука, стремившаяся открыть философский камень, который мог все металлы превратить в золото, служить лекарством от всех болезней …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Алхимия —     АЛХИМИЯ, по арабски Ул Хеми, означает, как указывает это имя, химию природы. Все таки, Ул Хеми или Ал Кимия представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого  (хемейя), от сок , живица, выжатая из растения. Д р Уинн Уэсткотт …   Религиозные термины

  • алхимия —         АЛХИМИЯ (позднелат. alchymia; возможно, от греч. chymeia искусство выплавки металлов (chyma жидкость, литье) или от греч. Chemia название Древнего Египта; от древнеегипетского «хаме» черный, страна черной земли; частица «ал » арабского… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АЛХИМИЯ — АЛХИМИЯ, форма химии, которую практиковали в Европе начиная с раннехристианского периода до XVII столетия; согласно преданиям, алхимики занимались поисками философского камня, способного превращать простые металлы в золото, и эликсира бессмертия …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Алхимия — (лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в Западной Европе (IX–XVI вв.). Главная цель алхимии – нахождение так называемого «философского камня» для… …   Энциклопедия культурологии

  • АЛХИМИЯ — (от араб, приставки «аль» и слова химия), арабское обозначение слова химия. При развитии научной химии под А. стали подразумевать исключительно искусство превращения металлов с целью получения из «неблагородных» (железо,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелатинское alchimia), явление культуры и донаучный период в развитии химии. Зародившись в глубокой древности, наибольшее распространение получила в Западной Европе 11 14 вв. Главная цель алхимии нахождение философского камня ( панацея ,… …   Современная энциклопедия

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3 4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11 14 вв.). Главная цель алхимии нахождение т. н. философского камня для превращения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛХИМИЯ — (позднелат. alchimia) 1. Элемент средневековой культуры Западной Европы; 2. Исторический этап в развитии химических знаний (5 16 вв.); 3. Специфическая область исследований по получению золота и серебра из неблагородных металлов. Как элемент… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»