- Юродивые
- Юродивые - люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним одиниз подвигов христианского благочестия - юродство о Христе. Они не толькодобровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизниобщественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали насебя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда,дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники нестеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людейнесправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людейблагочестивых и богобоязненных. - Ю. нередко вращались среди самыхпорочных членов общества, среди людей погибших в общественном мнении, имногих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти всеЮ. Востока и некоторые из них на Руси были иноки. Выражение Апостола:"мы юроди Христа ради" (1 Кор. IV, 10) послужило основою и оправданиемподвига юродства. Общее название этих подвижников - юродивые. В древнемязыке часто употреблялось слово оурод, юрод; им переводилось греческоеmwroV. В Житии блаж. Симеона он постоянно называется оуродом - юродом; вПечерском Патерике упоминается Исаакий, который "поча по Mиpy ходитиоуродом ся творя". В Общей Минее 1685 г. тропарь юродивым читается так:"глас апостола твоего Павла услышав глаголющ: мы оуроди Христа ради, рабтвой Христе Боже - оурод бысть на земли... ", а в Общей Минее 1860 г. :"глас апостола твоего Павла услышав - мы юроди Христа ради... юродбысть".. Вместе с тем слово это издревле употребляется и для переводагреческого saloV - простый, глупый; отсюда прозвание юродивого НиколыНовгородского Салос (Карамзин IX, прим. 297). Е. Е. Голубинский этопрозвание дает Михаилу Клопскому. Первою по времени Христа ради юродивоюбыла св. Исидора (ум. около 365 г.), подвизавшаяся в Тавенском женскоммонастыре Мен или Мин. Жизнь ее описал св. Ефрем Сирин, посетившийпустыни Египта в 371 г. Из других Ю. восточной (греческой) церквиизвестны препод. Серапион Синдонит, препод. Виссарион Чудотворец, св.Симеон, препод. Фома, св. Андрей. Вместе с христианством русскиезаимствовали от восточной церкви и подвижничество, в его разнообразныхвидах. На Руси первым по времени Ю. был киево-печерский чернец Исаакий,скончавшийся в 1090 г. Исторические судьбы и склад жизни древнерусскогообщества много способствовали процветанию на Руси юродства. Ни однастрана не может представить такого обилия Ю. и примеров такогонеобыкновенного уважения к ним, как древняя Русь. В продолжение лишь 3веков (XIV - XVI) на Руси насчитывается не менее 10 Ю. святых, тогда какв общем месяцеслове православной церкви в течение 5 веков (Vl - X) неболее 4 Ю. святых, принадлежащих различным странам. Не говорим уже о Ю.неканонизованных, которых было очень много в древней России (весьмамногие из них упоминаются в "Святой Руси", арх. Леонида) и которыенародом больш. частью также считались святыми. См. Васильев, "Историяканонизации русских святых" (М., 1893); Яхонтов, "Жития св.северно-русских подвижников" (Казань, 1882); В. О. Ключевский,"Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871, 4приложение). Древнерусское общество много страдало от неправды,корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетениябедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствахпечальниками русского народа являлись иногда Христа ради Ю. Общеизвестносмелое обличение Иоанна Грозного псковским юродивым Николою Салосом.Василий Блаженный нередко обличал Грозного Иоанна; блаженный ИоаннМосковский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийствецаревича Димитрия. Художественный тип юродивого древнерусской жизнисоздан Пушкиным в "Борисе Годунове". Л. Н. Толстой, в своем "Детстве",симпатизирует, по-видимому, юродивому и матери Иртеньева, считающейюродивого "Божьим человеком". - Во второй половине XVI в. в Русскойземле было уже много храмов, в которых почивали мощи православленныхцерковью Ю. или которые были построены во имя их. Новгород славилНиколая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Устюг -Прокопия и Иоанна, Ростов - Исидора, Москва - Максима и ВасилияБлаженного, Калуга - Лаврентия, Псков - Николу Салоса. С конца ХVI в.число Ю. в Русской земле заметно уменьшается; только немногие из нихдостигли прославления. Нельзя сказать с определенностью, как рано наВостоке появились лже-юродивые; по всей вероятности, когда восточноеиночество стало утрачивать дух древне-христианского подвижничества,вместе с истинно-юродивыми стали появляться и мнимо-юродивые. Как ранона Руси явились мнимо-юродивые - на это есть прямые указания лишьначиная с XVI века. Иоанн Грозный во втором послании к собору жаловался,что "лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы бегают изсела в село, нагие и босые, с распущенными волосами, трясутся и бьются,и кричат: св. Анаcтacиa и св. Пятница велят им". В следующем затемстолетии о таких лжеюродивых упоминают патриарх Иоасаф 1-й (в указе 1636г.) и собор 1666 - 1667 г. Церковная власть времен Петра I преследовалалже-юродивых (ханжей), которых предписывалось помещать в монастыри "супотреблением их в труд до конца жизни"; указом 1732 года воспрещалось"впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви", где они кричали, пели иделали разные бесчинства во время богослужения, единственно изкорыстного желания обратить на себя внимание богомольцев. И в настоящеевремя иногда являются лже-юродивые и находят немало почитателей. См.свящ. Иоанн Ковалевский, "Юродство о Христе и Христа ради юродивыевосточной и русской церкви" (М., 1895; здесь же и жития Ю.).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.