- Юпитер
- Юпитер (Juppiter, Jupiter) - древне-италийский Бог небесного светаили светлого неба, с его атмосферными явлениями - дождем и грозою,податель плодородия, изобилия, победы, помощи, исцеления, высшийисточник и охранитель правопорядка, верности, чистоты и наконецверховный, "всеблагой и всесильный царь богов и людей". В древнейшихритуальных формулах он призывался, Подобно Марсу (Marspiter), как oтец -название, которое вошло, второй составной частью ( - piter), в слово Ю.Что касается первой части слова, то она раскрывает внутреннее содержаниепонятия божества: корень iоv или diov, повторяющийся в лат. словахdivus, dius, deus, dies, interdiu, в греч. ZeuV (из DgeuV), означаетсветить, cиять, причем обе разновидности, корня, iov и diov, встречаютсяв италийских диалектах - древне-латинском и оскском. Кроме позднего иобычного названия бога - Juppiter - встречаются более древние и областные, Diovis, Jovis,Diovispater, Juvepater, Jupater и сохранившееся в культе фециаловDiespiter. Первоначальное значение слова Ю., как божества небесногосвета и неба, подтверждается выражением sub Jove (= sub divo - подоткрытым небом). Как Бог света (J. Lucetius), Ю. почитался навозвышенностях и символизировал собою свет не только дневной, но иночной: оттого ему были посвящены дни полнолуния (иды), когда небесныйсвет господствует целые сутки; к этим же дням приурочивались праздникиосвящения большинства его храмов (13-го сент. - храма ВсеблагогоВсесильного Ю., 13-го апр. - храма Ю. Победителя, 13-го июня - храмаНепобедимого Ю.) и два пиршества (epula), устраивавшихся 13 сент. и 13ноября. В каждые иды, которые назывались Jovis fiducia (залог небесногоприсутствия Ю.) и feriac Jovis (Праздник Ю.) в торжественной процессиивели по священной улице на Капитолий белую овцу (ovis ldulis), которуюфламин закалывал в честь бога на северной вершине холма. Олицетворяясветлое небо (J. Serenus), Ю. управлял и небесными явлениями - дождевымии грозовыми тучами, причем италийцы, создав такое представление,выразили его не в живых образах и мифах, а лишь в обрядах и связанных сними молитвословиях. Во время жары у Ю. выпрашивали дождь и призывалиего как J. Elicius, или Imbricitor, или Pluvins, или Pluvialis, какщедрого бога (Almus, Frugifer), питающего живительной влагой луга, нивыи виноградники. Во время засухи совершался обряд aquaelicium (собств.выманивание воды) при участии lapis manalis (дождевой камень), которыйлежал перед Капенскими воротами близ авентинского алтаря Ю. Элиция. Этоткамень, имевший форму кружки, из которой по каплям выпускали воду,понтифики тащили в процессии по всему городу, причем в обрядеучаствовали магистраты (без знаков их служебного достоинства) и матроныс распущенными волосами и босыми ногами. Оросительная процессияоканчивалась на Капитолии обычными жертвоприношениями. Уповая на милостьплодоносящего бога, поселяне перед посевом осенью и весною предлагали Ю.угощение (daps), призывая его как Juppiter Dapalis. Как Ruminus(кормящий грудью), Pecunia (покровитель скота), Liber или Libertas(ниспосылающий обилие; храм J. Libertas находился на Авентине), онпосылал людям обилие и плодородие. Особым покровительством егопользовались виноградари: так 19 августа происходило празднество Vinaliarustica, освящавшее начало сбора винограда, причем самое открытиевиноградного сезона происходило при участии Юпитерова жреца (FlamenDialis; flamеn от flag-men=coжигaтeль, ср. рус. жрец жер-тва, отгор-еть, жар), который срезывал первую гроздь и закалывал в честь богателенка. На 11-е октября приходился Праздник Meditrinalia, когда поокончании сбора винограда пробовали свежий сок вместе со старым вином,произнося слова novum vetus vinum bibo, novo veteri vino morbo medeor(пью новое, пью старое вино, изгоняю болезнь новым, изгоняю старымвином). Наконец, 2З-го апреля, в Праздник первых Виналий (Vinaliapriora), вскрывали вино последнего сбора, совершая в честь Ю. возлияние(calpar). - Но плодоносное облако сгущается в грозовую тучу - и Ю.предстает перед нами в образе грозного бога и молнии: как J. Fulgur илиFulgurator (Бог яркой молнии), J. Fulmen или Fulminator (богмолниеносной стрелы), J. Tonans или Tonitrualis (Бог грома - со времениимп. Августа, который по случаю чудесного спасения своего от грозыпостроил в честь Ю. храм на Капитолии, освященный в 22 г. до Р. Хр.), J.Summanus (Бог ночной грозы) и Veiovis (Бог вредоносной грозы). Признаваягрозу проявлением божественной воли, римляне старались направить этуволю, в свою пользу и, наученные этрусками, отвращали грозовые явленияпосредством обрядов, которые были изложены в особых грозовых книгах(libri fulgurales, I. tonitruales). Tе же книги давали указания, какпоступать с предметами и местами, пораженными молнией. Так, если молнияударяла в землю, то комочки последней тщательно собирались и зарывались(fulgur condere), самое же место заделывалось в форме четырехугольногооткрытого саркофага, имевшего вид колодца (рuteal). Деревья, разбитыемолнией, убирались, и на месте их разводились новые; человек, пораженныймолнией, погребался на том же месте, а оставшийся в живых приобреталславу избранного любимца Ю., переходившую в потомство. Символом Ю., какгрозового божества, был кремень (silex), хранившийся в древнейшемсвятилище бога на южной вершине Капитолийского холма: этот кремень имелближайшее отношение к религиозно-правовой практике коллегиижрецов-фециалов, причем Ю., призывавшийся под видом этого кремня (J.Lapis), назывался J. Feretrias (Ю. разитель - от ferire=бить, разить). Всвязи с культом Ю. Феретрия стоит представление об этом боге, какисточнике и блюстителе правового порядка, истины, верности; сам Бог (=камень), закалывая жертвенное животное (свинью), скрепляет договор иналагает обязанность соблюдения его на договаривающиеся стороны. Вчастной жизни, равно как и в общественной, клятва именем Ю. камнясчиталась самой священной. В близком отношении к Ю. Феретрию стоят DinsFidius (Бог верности) и Fides (Верность); кроме того та же идея святостиправового начала и собственности заключается в образе Ю. Термина,охранителя границ. Так как Ю. Феретрий скреплял договоры, то он вместе стем наказывал их нарушителей; поэтому его призывали граждане, воевавшиес неприятелем, нарушителем договора. Если римскому полководцу удавалосьубить в единоборстве предводителя врагов, он посвящал снятые с негодоспехи - богатую добычу (spolia opima) - в храм Ю. Феретрия. Вообще Ю.,Подобно Марсу и Квирину, во время войны был покровителем правовернойстороны: он подавал победу (Victor, Invictus), помощь (Opitulus),повергал врага на спину (Supinalis), внушал воинственный пыл (Impulsor),придавал устойчивость войску (Centumpeda, Stator), обращал врагов вбегство (Versor), посылал богатую добычу (Praedator). Особо выдающимисябыли культы Ю. Статора и Виктора. Ю. Статор имел в Риме два храма, изкоторых один, находившийся на Новой улице, близ древних ворот, ведших наПалатин (Porta Mugonia), был основан во исполнение обета, данного МаркомАтилием Регулом в 294 г. во время III-ей Самнитской войны, а другой,построенный Квинтом Цецилием Метеллом Македонским после его триумфа (146до Р. X.), находился рядом с храмом Юноны Царицы при Фламиниевом цирке.Храм в честь Ю. Виктора был сооружен на Квиринале во исполнение обета,данного Квинтом Фабием Максимом в 295 г. - исключительно политическийхарактер преобладает в культе Капитолийского Ю., Всеблагого, Всесильного(Juppiter Optimus Maximus), который олицетворяет собой всю силугосударственной власти и мощи, до сознания которой мог подняться римскийнарод. Древнейший храм этого бога был освящен, по преданию, в первый годреспублики консулом Марком Горацием на Капитолии, причем, вероятно подгреческим влиянием. Ю. Капитолийский в культе соединился с Юноною иМинервою. Та же Троица (Триада), до основания Капитолийского храма,имела свое святилище (впоследствии называвшееся Capitolium veins) наКвиринале. Днем основания храма было 13 сентября (сентябрьские иды),когда устраивалось в честь Ю. пиршество (ерuIum); на этот же день впервое время республики приходилось начало гражданского года. Каксакральный центр государства, капитолийское святилище участвует вомногих актах религиозногосударственной жизни Рима. Так, в деньвступления магистратов в должность совершалось на Капитолииторжественное жертвоприношение, во время которого консулы закалывалибелого быка и произносили обеты; то же происходило при отправлениимагистратов в провинции к войску. Далее, торжество триумфа служило какбы актом благодарственного священнодействия в честь Ю., которогоизображал сам триумфатор. Подобно Ю., последний при въезде в город наколеснице (quadriga), был одет в тунику, расшитую пальмовыми ветвями иизображениями победы и пурпуровую тогу, украшенную золотом; в правойруке у него был скипетр из слоновой кости, увенчанный изображением орла;над головой его красовался золотой венок; лицо его, как лицо статуибога, было окрашено в ярко-красный цвет суриком (minium). Достигнув вторжественной процессии храма Ю., триумфатор совершал жертвоприношение ивозлагал на колена статуи лавровый венок, после чего происходилорелигиозное торжество. Связанные с триумфальным празднеством игры вчесть Ю. (Iudi magni) позднее обособились и под именем Римских игр (LudiRomani) сделались ординарными, причем, в воспоминание о прежней связи стриумфальным торжеством, магистрат, заведывавший их устройством, являлсяв одеянии триумфатора и самая процессия (pompa), двигавшаяся с Капитолияв цирк, была подражанием триумфальной. Главный день Римских игр, сepulum в честь Ю приходился на сентябрьские иды (1З сентября), все жепразднество (при Августе) продолжалось с 4-го по 19-е сентября; дни,предшествовавшие пиршеству, посвящались сценическим представлениям, адни, следовавшие за ним - цирковым, которым непосредственнопредшествовал день испытания лошадей (probatio equorum). К тому жекульту относились Плебейские игры (Ludi plebei), пиршество которыхприходилось на ноябрьские иды (13 ноября) и которые продолжались с 4-гопо 17 ноября. К октябрьским идам (15-го окт.) приурочивались имевшиеместное значение Капитолийские игры (Ludi Capitolini), устраивавшиеся засобственный счет жителями Капитолийского холма. Храм Ю. Капитолийскогобыл заложен, по преданию, при Тарквиниях и выстроен, в архитектурномстиле этрусков, из местного туфа. Изображение Ю., сделанное из глины вЭтрурии, помещалось в средней нише храма: статуя бога была одета впальмовую тунику и пурпуровую, шитую золотом тогу; лицо бога былоокрашено в красный цвет суриком. Здесь, в средней нише храма происходилизаседания сената в начале гражданского года и в случаях объявлениявойны. По правую руку Ю. возвышалась в особой нише глиняная статуяМинервы, по левую руку - Юноны. Фронтон храма был украшен изображениямииз глины; из глины же была сделана колесница (quadriga) с изображениемЮ., возвышавшаяся на верху над фронтоном. Внутри храма и на его стенахпомещалось множество приношений, статуй, надписей, таблиц с текстомзаконов и государственных документов. Сокровищница храма была настолькозаполнена коллекцией посвященных богу предметов, что в 179 г. до Р. Хр.была предпринята уборка излишних приношений. Пожар 83 г. до Р. Хр.истребил храм до основания, причем сгорели хранившиеся в подземномпомещении Сивиллины книги, но остались неповрежденными стоявшие у входав храм статуи римских царей и были спасены драгоценности. К 78 г. храмбыл восстановлен в том же размере, но в более пышном виде и освящен Кв.Лутацием Катулом; статуя Зевса была изваяна из золота и слоновой костиАполлонием, по образцу статуи Зевса Олимпийского, и привезенные из ЭриерСивиллины книги водворены на прежнее место. В 1-м в. по Р. Хр. храмдважды был истреблен пожаром (в 69 и 80), но восстановлен - в первый разBecпacиaном, во второй раз Домицианом (в 82 г. по Р. Хр.). С V в. храмне раз подвергался разграблению, а в средние века был разрушен дооснования. В XVI в. на месте быв. храма был построен фамилией Каффареллидворец. На площади перед храмом Ю. находились: жертвенник (аrа), гдесовершались жертвоприношения триумфаторами, магистратами в деньвступления в должность и т. д., а также юношами по достижении имисовершеннолетия; aedes thensarum (помещение, где хранились колесницыбогов и весь аппарат, обслуживавший процессии); Curia Calabra, передкоторою младший понтифекс объявлял о наступлении нон; Casa Romuli;построенные Домицианом святилища Ю. Спасителя (Conservator) и Хранителя(Custos). Под площадью помещались подземные камеры (favisae), в которыххранилась храмовая утварь. Из скульптур, украшавших в громадномколичестве храм и площадь перед ним, упоминаются статуи Ю., Геракла,Либера, Немезиды, Благого исхода, Благой Фортуны, статуи знаменитыхримлян, римских царей (Брута, Квинта Марция Рекса, Квинта Фабия Максима,Люция Сципиона, Люция Цецилия Метелла, Цезаря, Августа и многихимператоров). В императорскую эпоху политическое значение капитолийскогокульта сохранялось во всей силе и капитолийская триада занимала в рядуримских божеств первое место, имя Капитолия сделалось символом римскойгосударственной религии и культ капитолийской триады сталраспространяться в провинциях. Вне Рима существовали независимые культыЮ. : в Пренесте почитался J. Arcanus, в Тибуре J. Praestes, в Тускуле J.Mains, в Лавинии J. Indiges (отожествленный с Энеем), у вольсков J.Anxur (Anxurus). Наиболее видным из италийских культов был культ J.Latiaris, которого признавал и Рим, как бывший глава и член древнеголатинского союза. Храм Ю. Лацийского возвышался на Альбанской горе, гдеежегодно происходил союзный Праздник Latiar, устраивавшийся римскимиконсулами или заменявшим их диктатором (dictator feriarum Latinarum),при участии представителей от союзных городов (число их при ТарквинииГордом, по преданию, было 47). Во время латинского праздника в Лацииустанавливался Божий мир и возобновлялись договоры между отдельнымигосударствами. Праздник был переносный (feriae conceptivae) ипродолжался четыре дня; при этом нередко, вследствие допущенной в чинеотправления праздника ошибки, празднество возобновлялось сначала(instanratio). Обыкновенно feriae Latinae назначались вскоре повступлении консулов в должность. При Августе, на основании старыхзаписей, была составлена погодная таблица Feriae Latinae, начиная сэпохи децемвиров; она была вырезана на камне и впоследствии ежегоднопополнялась при императорах. Одновременно с отправлением Latiar'a наАльбанской горе совершалось жертвоприношение и устраивалось конноесостязание на Капитолии, причем победитель получал дозу абсиния(горького напитка) - символ здоровья и телесной крепости. На Альбанскойгоре праздновался также триумф победителей, которые по каким-либопричинам не получали разрешение отпраздновать полный триумф в Риме:оппозиционный триумф на Альбанской горе устраивался на счет триумфатора,причем последний, как при oвации, был украшен не лавровым, а миртовымвенком. Культ Ю. в Риме состоял в ведении особого жреца - фламина(Flamen Dialis), жившего у подошвы Палатина; кроме того истолкователямиволи Ю. по небесным знамениям (interpres Jovis), были авгуры, имевшие насеверной вершине Капитолия наблюдательный шатер (auguracuIum). Ю.скреплял брак, заключавшийся per confarreationem (J. Farreus), былпокровителем подрастающего юношества (J. Juventus, Adiiltus), котороесостояло под охраной богини Ювенты, имевшей свое святилище в храмеКапитолийского Ю. В частной жизни Ю. почитался еще как deus penetralis(податель домашнего благополучия) и hospitalis (покровительгостеприимства). Ср. Preller, "Rоmische Mythologie" (Б., 1881, ч. 1,стр. 184 и след.); Anst, "Religion der Romer" (Мюнстер, 1899); его жестатья "Juppiter", у Roscher'a, в "Ausfuhrliches Lexicon derGriechischen und Rоmiscben Mythologie" (II, стр. 619 - 762); Wissowa,"Religion und Kultus der Rjmer" (Мюнхен, 1902, стр. 100 и след. =Iw.Muller, "Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft", V т., IVотд.). H. О.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.