- Эскулап
- Эскулап или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческогоAsklhpioV)натурализовавшийся у древн. римлян греческий бог врачебногоискусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло вРим в начале III-го века до Р. Хр. Когда в 293 г. до Р. Хр. тяжелаяморовая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам,которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим богаЭскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствияснарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, попреданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, поприбыли в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот островтак и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройственабережной берегам острова была дана форма плывущего корабля,украшенного спереди статуей Э. В 291 г. здесь состоялось освящение храмав честь Э.; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собоютипичные греческие Асклепии. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Э.практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во времякоторой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящалибогу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с о. в надписяхупоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу-Гипея илиСалюс (Здоровье). Другой храм Э. находился в Анции (в Лавдуме), где, попреданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г.посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокойпальмы в роще Аполлона. - Культ Э. был греческий; жрецы при храме богабыли из греков; как и греческому Асклепию, римскому Э. были посвящены изживотных змея, собака и петух. В лице Э. греческое врачебное искусствобыло официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие намедицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Римегреческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков,среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страданияприводили людей к Э.; культ этого бога принадлежал к числу самыхпопулярных и стойких. Ср. Preller, "Romische Mythologie" (Б., 1881-1883,II-й т., стр. 240 и след.); Wissowa, "Religion und Kultus der Romer"(Мюнхен, 1902).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.