- Эзоп
- Эзоп - родоначальник названной по его имени "Эзоповой" басни. Подревнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабомсамосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее егородиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этимсогласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшеналегендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану,комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легендеЭ., находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя несколькихграждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашуиз храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Э. и затем забилитревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Э., ион, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовалочудесное. обнаружение невинности Э.; потомки его убийц были вынужденыуплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, которыйбыл его господином. Историческое ядро этой легенды заключается вотношении Дельфов, этого средоточия поэзии VI в., к Эзоповой басне:будучи вначале враждебным, оно со временем стало дружественным, т. е.Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярныйи влиятельный тип повествовательной поэзии. - Что касается до самойЭзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которойдействующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа ипредметы. Другой разновидностью была так назыв. сибаритская басня, вкоторой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские,египетские, кипрские, карийские, киликийские. Поименованные местностивсе лежат на окраинах (западной, южной, восточной) греческого миpa; этостоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народнойсловесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именнона окраинах, где антагонизм с иными народностями заставляет болеедорожить сокровищницей национальных преданий. Согласно этому мы и вофригийце Э. должны будем видеть просто собирателя и пересказчикагреческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня"эзопического" характера была приписываема ему. Есть основаниепредполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известенписьменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; "тыневежда и лентяй, даже Э. не выучил!", говорит у Аристофана, однодействующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякойхудожественной отделки. Признание Э. Дельфами было для поэтов косвеннымпризывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народнойсловесности; откликнулся на него Сократ, под влиянием того мистическогонастроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провелпоследние дни своей жизни. Переделки Сократа не сохранились дляпотомства; мнимые отрывки из них подложны. Свод Эзоповых басен в прозесоставил в конце IV в. Димитрий Фалерский. До нас из древности дошлилишь вольные поэтические переделки Бабрия (III в. по Р. Хр.) нагреческом, Федра (I в. по Р. Хр.) и Авиена (IV в. по Р. Хр.) - налатинском яз.; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены врукописях, как "Эзоповы басни", все составлены в средние века. - интереск басням Э. переносился и на его личность; за неимением достоверныхсведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательнопоносивший сильных мира сего, естественно представлялся человекомсварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портретФерсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Э. Егопредставляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всехотношениях безобразным и прямо противоположным божественной красотеАполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим - в томинтересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века быласочинена в Византии анекдотическая биография Э., которая долгопринималась за источник достоверных сведений о нем. Э. представлен здесьрабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым итоварищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачномстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлиннойтрадиции об Э. - она даже и не греческого происхождения. Ее источник -еврейская повесть о мудром Акирии. принадлежащая к циклу легенд,которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона.Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Э.еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом издревнеславянских переделок. Биография Э. получила широкую популярность ибыла рано переведена на многие языки, между прочим, на болгарский,турецкий и румынский. Литература. История Эзоповой басни - один из самых чувствительныхпробелов в истории античных литератур; ей должно предшествовать собраниевсех сводов и отрывков Эзоповой басни, а это - очень трудная задача,которая вряд ли скоро найдет исполнителя. См. Keller, "Geschichte dergriechischen Fabel" (1852). Лучшее издание басен - Halm (Лпц., уTeubner'a); биографии - Eberhard - "Fabulae Romanenses" (там же). ОбАкирии ст. Ягича в "Byzantinische Zeitschrift" (1892); ср. такжеЛопарев, "Слово о св. Феостирикте" ("Пам. древн. письменности" № 94). Ф.З.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.