- Ушаков
- Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 86) - знаменитый московскийиконописец, происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому,очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, таккак, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские "жалованные"(т. е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты приОружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было "знаменить", т.е. делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцовогообихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированныхизделий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертитькарты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, крометого, образа для двора, церквей и частных лиц, причем приобрел вскореизвестность лучшего на Москве иконописца. С переводом У. на службу изСеребряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельностирасширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царскихмастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царяАлексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие ихпоручения по художественной части и до самой своей кончины жил вдовольстве и почете. Икон, писанных У., дошло до нас довольно много, но,к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями иреставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные,можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображениеокружено композициями на темы акафиста Пресв. Богородицы (наход. вцеркви Грузинской Божьей Матери, в М.), Владимирской Богоматери смосковскими угодниками (там же), св. Феодора Стратилата (у могилы царяФедора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (всоборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествие Св. Духа (там же) и наикону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (вАрхангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы У.свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени,художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашнейтехники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, вкоторых она находилась до его появления. Оставаясь на почве исконногорусско-византийского иконописания, он не относился равнодушно кзападному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилосьв XVII стол. на Руси, писал и древним пошибом, и в новом. так назыв."фряжском" стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и, вместорабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображенияокоченелых, неестественных фигур, изобретал новые композиции,присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщатьфигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно,лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимостиискусства от церкви и от требований русского быта. В круг занятий У.входило изготовление рисунков для граверов. Д. Ровинский в своем"Подробном словаре русских граверов" указывает на два офорта,исполненных им самим. Ср. Г. Филимонов, "Симон У. и современная емуэпоха русской иконописи" (Москва, 1873). А. С - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.