- Трансцендентальный
- Трансцендентальный и трансцендентный - философские термины, введенныев новейшую философию Кантом. Первый из них означает: определяющийаприорные условия возможного опыта; в этом смысле выражение "Т.философия" почти равносильно современному термину "Erkenntnisstheorie"(теория познания - наука о всеобщих и необходимых условиях возможногоопыта). Второй термин - "трансцендентный" - означает: переступающийграницы возможного опыта (в противоположность термину имманентный);поэтому "трансцендентная философия" все равно, что "метафизика", т. е.философская область, претендующая познать лежащее за пределамивозможного опыта. Кант оттеняет различия между этими двумя терминами, носам употребляет их небрежно. Оба термина употреблялись и до Канта всхоластической философии. В XIII в. говорят об actio immanens(реrmаnens), как о действии, происходящем внутри субъекта, и об acriotransiens, как о действии, выходящем за его границы) а также о causaimmanens - причине, заключающейся в действующем объекте, и causatransiens - причине, лежащей вне его. Такое же словоупотребление мынаходим у Спинозы, когда он говорит о Боге, как имманентной, нетрансцендентной причине всех вещей: "omnium rerum causa immanens nonvero transiens". У Фомы Аквинского понятия: ens, unum, verum, bonum, каквозвышающиеся над категориями, означаются термином transcendentia. Затемвскоре стали употреблять в этом последнем значении терминtranscendentalis. - После Канта термин часто смешивается с терминомтрансцендентный. Так, напр., в заглавиях сочинений Шеллинга: "System destranscendentalen Idealismus" и Гартманна: "Kritische Grundlegung destranscendentalen Realismus", с Кантовской точки зрения, следовало бызаменить слово "трансцендентальный" словом "трансцендентный". Это давалоповод в Англии и во Франции в начале минувшего столетия причислять Т.философию Канта к метафизическим системам одного порядка с учениямиФихте, Шеллинга и Гегеля. В этом смысле английские критики Кантаиронически говорят о его "пуризмах" и " трансцендентализмах". Такое жесмешение встречается и в нашей журнальной литературе. Любителямбесполезных схоластических тонкостей можно рекомендовать по вопросу обистории обоих терминов книгу Файингера: "Commentar zu Rant's Kritik derreinen Vernunft" (т. 1, стр. 467-475). Специально вопросу опроисхождении термина "трансцендентный" посвящена диссертация Ф. Шмидта,"De origine terminis Kantiani transctndens". См. также Eucken,"Geschichte der Philosophischen Terminologie" (стр. 144, 205). И. Лапшин.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.