- Тон
- Тон (в живоп.). - Физическая характеристика цвета, принадлежащего кпростым или основным цветам, определяется его местом в солнечномспектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света,большей или меньшей силы, или же полным отсутствием всякой примеси) истепенью его светлоты. Большинство красок, употребляемых в живописи,очень различаются цветом от спектральных, и только некоторые краскиприблизительно подходят к цветам спектра. Тем не менее можно почти всекраски разделить на группы, которых наименования одинаковы с названиямиспектральных. Так, напр., крапплак, киноварь и жженая светлая охра -могут быть названы красными, при всем резком различии одной от другой.Ближе одна к другой - киноварь горная и киноварь китайская, но и междуними есть различие, которое и называют тоном: обе эти киновари разноготона. Подобно этому краски темный кобальт (употребляя торговые названия)и средней светлоты ультрамарин принадлежат к группе синих, нохарактеризуются каждая своим Т. Рассматривая те и другие чрез призму,можно видеть, что цвет, напр., киновари содержит в себе, кромесоответственного спектрального красного, еще слабые оптические примесидругих, близко к красному лежащих в спектре цветов, что и обусловливаетТ. киновари. Также и Т. зеленых и синих красок происходят от составаоптической примеси к их основному цвету еще оранжевых, фиолетовых идругих цветов. Очень сложные Т. (напр. коричневые) иногда совсем немогут быть отнесены по общему впечатлению к какой-либо части спектра. Вкартине может господствовать тот или другой Т., а все частные Т. должныгармонировать между собой. Смотря по впечатлению от Т., ему дают, кромеобщих красочных названий, и множество других: золотистый, серебристый,спокойный, кричащий, глухой и т. п. Издавна Т. разделяются художникамина холодные и теплые. К первым относятся все фиолетовые, синие, голубыеи зелено-голубые, ко вторым - красные, оранжевые, желтые изелено-желтые; есть зеленые и пурпуровые Т., не причисляемые ни ктеплым, ни к холодным. Так разделяются и спектральные цвета. Они могутбыть изменяемы в отношении силы света, и когда крайности освещениявелики, то и каждый спектральный цвет без всякой примеси изменяетсянесколько в Т.: стоит сравнить очень яркий спектр с очень темным. ВообщеТ., как характеристика цвета, обусловливается степенью сложности цвета иего световой силой. Ф. П.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.