София


София
София (болгарск. Средец, турецк. София) - столица Болгарскогокняжества, занимает весьма выгодное положение вблизи центра Балканскогополуострова, посреди целой сети проезжих дорог, из которых вдоль главнойтеперь уже проложена жел. дорожная линияКонстантинополь-Адрианополь-Белград с ветвью на Перник (Кюстендил), наширокой плодородной горной возвышенности, орошаемой р. Искером иограничиваемой с сев. Этропольским Балканом, а с юга - Витошскимигорами, причем на В и З открываются удобные проходы в Вост. Румелию иСербию. Город расположен на низком склоне Витоша, на берегу р. Бояны,впадаюцией в Искер, на высоте 566 метр. над поверхностью моря. С.состоит из двух частей, или городов: старого, угловатого, с кривымистарыми улицами, рядом с которыми тянутся и вновь проложенные улицы,причем главным наиболее оживленным местом его является базар, иутопающего в зелени, виллоподобного нового города с княжеским дворцом наАлександровской площади, с городским садом, дворцом юстиции, болгарскимнациональным банком, военным министерством, новым театром, ратушей и т.д. На самом высоком месте города виднеются развалины разрушенныйземлетрясением церкви св. Софии, от которой и весь город получил своеназвание. Кафедральный собор болгарской "митрополии"; 1 католическая, 1протестантская церкви и 1 синагога; несколько мечетей, из которыхнаиболее замечательная в архитектурном отношении Бэюк-Джами. Большиебани около мечети Баши-Джамиси с теплыми источниками; княжеский дворец спарком, национальная библиотека, казенная типография, казармы, зданиеболгарского парламента (собрание), национального банка и т. д.Университет с 3 факультетами, 44 преподавателями и более 300 слушателей,мужская и женская гимназии, реальное, военное и земледельческое училищеи др. Между Львиным мостом и вокзалом находится цыганский квартал.Население С. в 1881 г. было 20501 чел., в 1887 г. 30428 чел. (в томчисле 5000 евреев, 2000 турок и 1000 цыган), для 1888 г. показывается тоже самое общее число 30428 чел., но с другим распределением понародностям ( 2/3 всего числа составляли болгары, 1/6 евреи, а турокпоказано всего 335 человек, что едва ли верно), а к 1893 г. населениевозросло до 46593 чел. София ведет значительную торговлю шкурами,которые идут во Францию и Австрию, кукурузой и пшеницей; нопромышленность в ней развита слабо: выделываются полотна, сукна,шелковые ткани, кожи, спирт.; вышивание, гончарные работы, изготовлениековров, филигранные серебряные изделия домашнего производства. С. стоитна месте древнего римского города Serdica или Sardica, получившего своеимя от фракийского горного народа сердов или сардов. С. уже в древностислужила важным торговым пунктом и военным постом, принадлежала сначала кпровинции Фракии, а потом, со времен Аврелиана, под именем UlpiaSerdica, был главным городом провинции Дакии, затем со времениДиоклетиана и Константина - главным городом провинции DaciaMediterranea, где и состоялся в 344 г. известный собор. В 441 г. С. былаопустошена гуннами, в 809 г. завоевана болгарами и получила от нихназвание Средец (Sredez), от византийцев Triaditza, от крестоносцевStralicia. В 1382 г. С. попала в руки туркам; летом 1443 г. город былразграблен и сожжен поляками и венграми Владислава III. 22 декабря 1877г. город был взят русскими, под начальством Гурко, причем большая частьмусульманского населения бежала. Сoфия Алексеевна - третья дочь царя Алексея Михайловича, родилась в1657 году. Воспитателем ее был Симеон Полоцкий . После смерти ФедораАлексеевича на престол был избран Петр I (1682 г.). Вместе с этимвозвышалась партия Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра IНатальи Кирилловны. Партия Милославских, родственников первой жены царяАлексея Михайловича, во главе которой стала царевна С. Алексеевна,воспользовалась происходившими тогда волнениями стрельцов, чтобыистребить главнейших представителей партии Нарышкиных и парализоватьвлияние на государственные дела Натальи Кирилловны. Результатом явилосьпровозглашение 23 мая 1682 г. двух царей, Иоанна и Петра Алексеевича,которые должны были править совместно, причем Иоанн остался первым царема Петр - вторым. 29 мая, по настоянию стрельцов, за малолетством обоихцаревичей, правительницей государства была провозглашена царевна С. Сэтой поры и до 1687 г. она сделалась фактически правительницейгосударства. Была сделана даже попытка провозгласить ее царицей, но онане нашла сочувствия среди стрельцов . Первым делом С. было усмиритьволнение, поднятое раскольниками, которые, под предводительством НикитыПустосвята, добивались восстановления "старого благочестия". Пораспоряжению С., главные предводители раскольников были схвачены; НикитаПустосвят казнен. Против раскольников были приняты суровые меры: ихпреследовали, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению. Вследза раскольниками были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого приказа,кн. Хованский, приобретший большую популярность среди стрельцов иобнаруживавший на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению кбоярам, но и к С., был схвачен и казнен. Стрельцы смирились. Начальникомстрелецкого приказа был назначен думный дьяк Шакловитый . При С. былзаключен вечный мир с Польшей в 1686 г. Россия получила навсегда Киев,уступленный раньше по Андрусовскому миру (1667) только на два года,Смоленск ; Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии.Тяжелые обстоятельства, нападения турок, принудили Польшу заключитьтакой, невыгодный для ее, мир. Россия обязалась за него помочь Польше ввойне с Typцией, которую Польша вела в союзе с немецкой империей иВенецией. Вследствие принятого Россией на себя обязательства, любимецС., кн. В. В. Голицын , два раза ходил в Крым. Эти так наз. Kрымскиeпоходы (в 1687 и 1689 г.) окончились неудачей. Во время первого походабыла зажжена степь. В этом обвинили малороссийского гетмана Самойловича,не сочувствовавшего вообще походу. Он был низложен, а на его место былизбран Мазепа. Русское войско принуждено было вернуться. Во второй походрусские дошли уже до Перекопа, Голицын начал было переговоры о мире;переговоры затянулись, войско ощущало сильнейший недостаток в воде, ирусские принуждены были воротиться, не заключив мира. Несмотря на этунеудачу, С. наградила своего любимца, как победителя. С Китаем вправление С. был заключен Нерчинский Договор (1689 г.), по которому обаберега Амура, завоеванные и занятые казаками, были возвращены Китаю.Договор этот был заключен окольничим Федором Головиным и вызванпостоянными столкновениями с китайцами, угрожавшими даже настоящейвойной. Правление С. продолжалось до 1689 г., пока Петр I занималсяпотехами. В этом году ему исполнилось 17 лет и он задумал правитьсамостоятельно. Враждебно настроенная против С. Наталья Кирилловнаговорила о незаконности правления С. Шакловитый вздумал поднятьстрельцов в защиту интересов С., но они не послушались. Тогда он решилсяпогубить Петра и его мать. Замысел этот не удался, так как Петру донеслио намерениях Шакловитогоо, и царь уехал из Преображенского, где он жил,в ТроицкоСергиевскую лавру. С. уговаривала Петра возвратиться в Москву,но безуспешно посылала с этой целью бояр, наконец, патриарха. Петр непоехал в Москву, не возвратился и патриарх Иоаким, лично нерасположенный к С. Видя неуспех своих просьб, С. отправилась сама, ноПетр не принял ее и требовал выдачи Шакловитого и известного СильвестраМедведева и других ее сообщников. С. не выдала их сразу, а обратилась запомощью к стрельцам, к народу, но никто ее не слушал; иноземцы, сГордоном во главе, ушли к Петру; стрельцы принудили С. выдатьсообщников. В. В. Голицын был сослан, Шакловитый, Медведев и состоявшиев заговоре с ними стрельцы были казнены. С. должна была удалиться вНоводевичий монастырь; оттуда она не переставала разными таинственнымипутями поддерживать сношения со стрельцами, которые были недовольнысвоей службой. Во время пребывания Петра за границей (1698 г.) стрельцыподняли восстание, с целью между прочим, поручить правление снова С. .Восстание стрельцов кончилось неудачей, главарей казнили. Петрвозвратился из-за границы. Казни повторились в усиленной степени. С.была пострижена в монашество под именем Сусанны. Пред окнами ее кельиПетр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Сестра С.,Марфа, была пострижена под именем Маргариты и была послана вАлександровскую слободу, в Успенский монастырь. С. оставалась вНоводевичьем монастыре и содержалась там под самым строгим надзором.Сестрам запрещено было видеться с нею кроме Пасхи и храмового праздникав Новодевичьем монастыре. Умерла С. в 1704 г. По общему мнению, С. былачеловек большого, выдающегося "великого ума и самых нежныхпроницательств, больше мужска ума исполненная дева" - как выразился оней один из ее врагов. Суждения о ней историков не отличаютсябеспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собою.При Петре и в первое время после смерти Петра к личности С. относилисьочень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелойзащитницей старины и умственного мрака. Только в конце XVIII ст.делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее,как правительницы, с уважением относился Г. Ф. Миллер; Карамзин иПолевой признавали С. замечательной женщиной, ослепленной тольковластолюбием. Устрялов говорит о С. с негодованием, называя ее русскоюПульхерией. И. Е. Забелин видит в С. воплощение византийских идеалов. Всвоей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклоннорешилась вести борьбу с мачехою, идти к своей властолюбивой цели; онавела решительный заговор против брата и его семьи". Для Соловьева София- "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся изтерема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их вобществе". Подобным же образом многое в деятельности С. объясняет иКостомаров. Аристов, в своей книги "Московские смуты в правление царевныС. Алексеевны", старается обелить С. По его мнению, вся причина майскогобунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, какАристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну С.Брикнер считает С. властолюбивой, думает, что она в 1682 годувоспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689г. агитировала против Петра. Прежние обвинения С. во всем, по егомнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается"определить меру преступлений С. ". Белов, не оправдывая С., считаетвиновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какою былиМилославские. Проф. Е. Ф. Шмурло примыкает к этому взгляду. По егомнению, С. вовсе не является профессиональной интриганткой, равно какона и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "С. домогалась нечего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна.За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая длябрата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскомужелала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая вбрате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и воттеперь С. приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили однадругой. И если С. очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идетборьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться". Литература. Подробный обзор источников и критические замечания поповоду их у Аристова, "Московские смуты во время правления С.Алексеевны" (Варшава, 1871 и в "Варш. Унив. Изв. ", 1871); Устрялов,"История царствования Петра Великого"; Забелин, "Быт русских цариц";Соловьев, "История России"; его же; Публичные чтения о Петре Вел. ";Костомаров, "Русская история" (т. 1); Погодин, "Семнадцать первых лет вжизни Петра Вел."; Брикнер, "История Петра Великого"; Белов, "Московскиесмуты в конце XVII в. " ("Ж. М. Н. Пр. ", 1887,. N" 1 - 2); Шмурло,"Падение царевны С."(ib., 1896, № 1).. Н. Василенко. Сoфия Палеолог - вторая супруга вел. кн. Иоанна III, сыграланемаловажную роль в истории Моск. государства. Дочь Фомы, родного братапоследнего византийского имп. Константина. После падения Византии Фоманашел убежище в Риме; по смерти своей он оставил двух сыновей и дочь Зою(Зинаиду - по Софийскому временнику), впоследствии, в России, получившуюимя С. Папа Павел II задумал избрать Зою орудием своих замыслов -восстановить флорентийское соединение церквей. Через грека, кардиналаВисариона, он начал сношения с Иоанном III: в феврале 1469 г. Висарионотправил в Москву грека Юрия с предложением вел. кн. руки С. Палеолог.Raihald в "Annal. Eccles. " под 1470 г. откровенно рассказывает онамерении Павла II: "папа льстил себя надеждой, что девушка склонитсупруга к принятию обрядов римско-католической церкви, в которых онабыла воспитана у апостольского престола", Иоанну III пришлось по душепредложение породниться с Палеологами и он в следующем же месяцеотправил в Рим своего посла итальянца Карла Фрязина, который повел делоочень удачно: он произвел на всех хорошее впечатление и усердно, вдалиот Москвы и русских, исполнял в Риме все обряды католич. церкви, скрыв,что сам давно принял православие. Уже в июне 1472 г. С. Палеолог выехалаиз Рима в Poccию, а 1 октября гонец прискакал в Псков с приказом -готовиться к встрече будущей государыни. Встреча псковитянами иновгородцами была устроена торжественная, но С. Палеолог, незадерживаясь, спешила в Москву. Ее сопровождал папский легат Антоний и кудивлению русских везде, где ни останавливалась С., Кардинал этотоблачался в странное красное платье и перчатки, которых не снимал дажедля благословения - перед ним же постоянно несли "крыж" - латинскийкрест. митрополит Филипп воспротивился этому, говоря, что "неприличнонам и слышать об этом не только что видеть", и легат Антоний должен былвъехать в Москву без "крыжа" впереди. 12 ноября 1472 г. С. Палеологприбыла в Москву и в тот же день состоялось венчание ее с Иоанном.Кардинал приступил к исполнению возложенной на него миссии, но вести сним споры митрополит возложил на книжника Никиту, до того устрашившегоАнтония, что тот быстро прекратил диспут, сказав "нету книг со мною"!Таким образом рушились надежды папы и Висариона, возложенные на брак С.Палеолог. Брак этот имел важное влияние на форму Московского государстваи на всю внешнюю обстановку власти (Бестужев-Рюмин). Он ускорил процесс"собирания Руси", внеся в Москву традиции империи. Изменились отношениявеликого князя к князьям других вотчин, изменились его отношения и кдружине. Во всем этом сказывалось влияние С. Палеолог. Опальный бояринБерсень говорит: "Государь наш запершись сам третей у кровати всякиедела делает": - дружина отошла на задний план, вел. кн. думал свою думус кем хотел. Герберштейн о С. Палеолог писал: "Это была женщина хитрая,по ее внушению князь сделал многое". Летописец утверждает, что под еевлиянием Иоанн покончил с Ордой. Но тот же Берсень говорил Максиму Греку(в княжение Василия) "как пришла сюда мать вел. кн. великая княгиня С. свашими греками, так наша земля и замешалась и пришли нестроения великиекак у вас в Цареграде при ваших царях". Он разумел здесь вражду партийпри дворе, дело Патрикеевых и Ряполовских, перемену в выборе наследникаи т. д. Кн. Курбский во многом обвинял С. и многое приписывал С.Палеолог, говоря: "В предобрый русских князей род всеял диавол злыенравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами, якоже и в израильстехцарех паче же которых поимовали от иноплеменников". С. содействовалатому, что Иоанн окружил себя пышностью, завел этикет при дворе и принялгерб византийской империи - двуглавого орла. Из Западной Европы быливызваны художники и зодчие для украшения дворца и столицы. Воздвигалисьновые храмы, новые дворцы. Итальянец Альберта (Аристотель) Фиоравентипостроил соборы Успенский и Благовещенский. Москва украсилась Грановитойпалатой, башнями кремлевскими, дворцом Тюремным, выстроен, наконец, были Архангельский собор. Великокняжеская столица готовилась сделатьсястолицей царской; значительную долю участия в этом нужно прописатьплемяннице последнего византийского императора. Скончалась она за двагода до смерти мужа - 7 апр. 1503 г.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Синонимы:

Смотреть что такое "София" в других словарях:

  • София — 1) столица Болгарии Основана в I в. н. э. в составе Рим империи как город Сердика. Название от фрак, этнонима серды в слав, переосмыслении Среден, (от середина ). С конца XIV в. в употребление входит название София, данное по храму Святой Софии.… …   Географическая энциклопедия

  • София — (2) 1. О церкви в Киеве: Съ тоя же Каялы Святоплъкь полелѣя отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко святѣи Софіи къ Кыеву. 16. 1017: И заложена бысть святая София Кыевѣ. Новг. 1 лет., 15 (XIII в.). 1037: Заложи Ярославъ городъ великый, у него… …   Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

  • СОФИЯ — Премудрость (греч. Σοφια, «мастерство», «знание», «мудрость», евр. hochemâh), в иудаистических и христианских религиозно мифологических представлениях олицетворённая мудрость божества. Термин «С.», возникший в Древней Греции, употреблялся там как …   Энциклопедия мифологии

  • СОФИЯ — (от греч., лат. sophia – мудрость) в рус. религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества.… …   Философская энциклопедия

  • София — и, жен. Стар. форма имени (см. Софья). Словарь личных имён. София (заимств., жен.) , в быту сокращ. до «Соня», ассоциируется с «Сонакай» «золотце» Цыганские имена. Словарь значений …   Словарь личных имен

  • София —         столица Болгарии. Живописно расположена у подножия горного массива Витоша. В I в. н. э. древнеримское поселение Сердика. С 809 называется Средец, с конца XIV в. София (по названию церкви св. Софии, V VI вв.). В средневековый период и… …   Художественная энциклопедия

  • София — Премудрость. София Премудрость. София в иудаистических и христианских религиозных представлениях олицетворённая мудрость Божества. В католической традиции термин “София” равнозначен “Церкви”. В Византии образ Софии… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • СОФИЯ — СОФИЯ, столица (с 1879) Болгарии. 1,1 млн. жителей. Международный аэропорт. Машиностроение, металлургия; химическая, резиновая, целлюлозно бумажная, полиграфическая, легкая промышленность. Университет (1888). Консерватория (1954). Музеи, в том… …   Современная энциклопедия

  • СОФИЯ — столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл., самостоятельная административная единица 1,1 млн. жителей (1991). Транспортный узел. Международный аэропорт. В Софии сосредоточено ок. 1/6… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СОФИЯ — (греч. sophia мастерство, знание, мудрость) смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующей в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «София» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.