Посадские

Посадские
Посадские люди, черные посадские люди - в московском государстве такназывался торгово-промышленный класс, который, выделив из своей средыгостей и торговых людей гостинной и суконной сотни в привилегированныйразряд полуслужилых людей, составлял главную массу городского населения,особенно в городах центральных и северных. С средины XVI в. П. людипереходят из центральных городов в окраинные. Термин этот происходит отслова посад, посада - поселения, состоявшего из лавок и дворовторгово-промышленных людей и обыкновенно группировавшегося вокруг городав тесном смысле (вокруг кремля, вокруг городских стен). Первые указанияна обособление П. людей содержатся в постановлениях Судебников обесчестье. В царском Судебнике бесчестье младшим П. людям определено водин рубль, наравне с пашенными крестьянами, а средним П. людям - в пятьрублей. Уложение 1649 г., различая три разряда П. людей, постановляет,что за бесчестье, причиненное П. человеку лучшей статьи, виновный платит7 руб., П. человеку средней статьи - 6 руб., П. человеку меньшей статьи- 5 руб. Деление П. людей на "лучших, средних и младших" имело характерфискальный, в значительной степени случайный, искусственный иколеблющийся. Основанием для отнесения П. человека к тому или другому изэтих разрядов служило количество оклада, с которого двор его платилподати, а самый этот оклад определялся на двор при мирском разрубе поживотам и промыслам, т. е. сообразно имущественному состоянию хозяина.Подати налагались на посад общей суммою, а затем уже подлежалиразверстке между дворами, на началах круговой поруки, путем мирскойраскладки. Центром самоуправления посада была земская изба; здесьпроисходили мирские сходы, выбиравшие земских старост и целовальников.Эти должностные лица ведали главным образом дела финансового и отчастиполицейского характера. Выбираемый ежегодно земский староста ведал П.черную тяглую землю и заведовал взиманием податей и отправлениемповинностей; он имел право П. людей "волей и неволей к мирскому делунудить": он обязан был заботиться об интересах избравшей его общины и поспорным делам обращался с челобитными в центральные учреждения на, имягосударя. С своей стороны П. люди обязывались, в случае, если "учинятся"убытки земскому старосте, целовальникам или кому-либо из тяглецов вкаком-либо мирском деле от сторонних людей, "подымать" эти убытки миром.Кроме земских старост, которых иногда бывало по несколько в посаде(напр., по 2 во Владимире и Муроме, 5 в Пскове) и подчиненных емуцеловальников, в некоторых городах (Калуге, Вологде) встречаютсясотские, ведавшие, между прочим, дела полицейского характера. Властьземского старосты, по всей вероятности, ограничена была мирским советом,на существование которого имеются прямые указания, не дающие, однако,возможности точно определить границы его ведомства. Подати, падавшие напосад за круговой порукой П. людей, первоначально разводились земскимстаростою и, вероятно, мирским советом на более мелкие тяглые союзы, накоторые дробился посад. характер их не всюду был один и тот же. Изредкапопадается географическое деление города на стороны (Старица), чащевстречается деление на слободы (Москва, Можайск, Коломна, ПереславльРязанский) или приходы, указывающие на те отдельные мелкие поселения, изкоторых сложился город. Иногда посады делились на улицы, сотни идесятни. Каждое из этих делений представляло, по-видимому, до некоторойстепени самостоятельный тяглый союз, которым управляли сотский истароста. В области хозяйственных интересов объединение П. общины небыло особенно сильным. Черная П. земля считалась собственностьюгосударя, но оставалась в общем владении П. тяглой общины. Потомственноевладение дворовыми местами близко подходило к праву полнойсобственности. Наследование в черных дворах было тоже, что и в дворахвотчинных и купленных; черные дворы - или, точнее, право на владение ими- покупались, продавались и закладывались; право отчуждения ихпервоначально имело силу не только в случае принадлежности обоихконтрагентов к тяглому классу, но и тогда, когда один из них былбеломестцем. С течением времени это право, по фискальным соображениям.ограничено было первым из указанных случаев. Передела участковсобственно П. земли (в черте поселения), по-видимому, не существовало.Очень мало также указаний на существование передела пашенных земель,приписанных к посаду; немногие известия, какие имеются по этому вопросу,указывают. что переделы (в Шуе, напр., в конце XVII в.) производилисьсообразно тяглу, какое несли отдельные члены общины (а не наоборот). Наобщинное нераздельное владение угодьями и пользование промышленнымизаведениями встречаются лишь кое-какие намеки. В общем посад XVII в.представлял собою тяглую общину по преимуществу. Помимо тягла, в посадахвзимался еще оброк, который (до времен Уложения) выплачивали не толькоП. тяглецы, но и другие лица; не принадлежавшие к П. общине, новладевшие в посаде лавкою или другим промышленным заведением. При такихусловиях настоящей мирской раскладки не могло быть. Действительно,размеры оброка, имевшего характер пропорционального промыслового налога,фиксируются уже писцовыми книгами XVI в., и круговая порука на него нераспространяется, Отягощение податями и др. повинностями (П. не былиосвобождены и от личной службы государству путем поставки даточных людейв войска, постройки и поправки городских укреплений и пр.; на них жележал выбор голов и целовальников в кружечные и другие. дворы, сответственностью за недобор, неисправность и злоупотребления выборных)становилось тем чувствительнее, что более богатые члены П. общиныпереводились в привилегированные сотни. Это влекло за собою бегство П.людей из посадов в села - в крестьяне и в частную зависимость (кабалу) клицам богатым, что в свою очередь еще более уменьшало населенностьгородов и отягощало положение оставшихся членов П. общины. Так, напр., вЯрославле в 1668 г. было 3468 П. людей, а через 10 лет - 2862; вКостроме число их в 10 лет уменьшилось с 1322 до 1044. Не имеявозможности облегчить тягло, правительство решило прибегнуть кприкреплению П. людей к городам. В 1613 г. велено было возвращать П.людей, бежавших из Москвы, хотя еще незадолго пред тем П. людипереходили с одного посада на другой, и такие переходы признавалисьправительством. В 1619 г. состоялось постановление земского собора, покоторому все вообще ушедшие П. люди подлежали возвращению на прежниеместа; тоже подтверждалось частными указами и распоряжениями 1638 и 1642г., под угрозою наказаний. Указом 1648 г. установлено было обязательноевозвращение на прежнее место жительства всех П. людей с 1613 г., заисключением разве тех, которые "ожились" в Москве. Наконец, в Уложении1649 г. окончательно формулировано прикрепление П. людей к местужительства, где их застал этот законодательный акт. Уложение признаетзаконным вывоз из уезда на посад тяглецов, бежавших в крестьяне илихолопы, возвращает подговоренную девку тяглого отца, вместе с ее мужем идетьми, а также беглых бобылей, поженившихся во время бегов, на прежнееместо жительства, зачисляет в тяглецы как зятя тяглеца, по местужительства последнего, так и вольного человека - по его жене, вдовеумершего тяглеца. Указом 1658 г., под угрозою смертной казни,запрещается переход из одного посада в другой. Тоже начало проводить изаконодательство Петра Великого., запрещая купцам и ремесленникам,платящим подать и отправляющим повинности, оставлять под каким бы то нибыло предлогом посады и слободы и записываться в чьи-либо крестьяне илизакладчики, а временные отлучки их допуская не иначе как по паспортам.Жалованная грамота городам 1785 г. разумеет под П. шестой разрядгородских обывателей, а именно тех из старожилов, или поселившихся, илиродившихся в городе, которые не внесены в первые пять частей городовойобывательской книги (т. е. не отнесены ни к купечеству, ни к цеховымремесленникам) и кормятся в том городе промыслом, рукоделием илиработою. В позднейших узаконениях, особенно же в Своде Законов, названиеП. вытесняется термином мещане (XX, 340). Ср. Чечулин, "Городамосковского. государства в ХVI в. " (СПб., 1889); Лаппо-Данилевский,"Организация прямого обложения в московском. государстве" (СПб., 1890);Милюков, "Спорные вопросы финансовой истории московского. государства"(СПб., 1892).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Посадские" в других словарях:

  • Посадские люди — Посадские люди  сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Тяглое население было разделено по чёрным… …   Википедия

  • ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане . Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из …   Русская история

  • ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) …   Юридический словарь

  • ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан …   Современная энциклопедия

  • ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ — в Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан …   Большой Энциклопедический словарь

  • Посадские люди — ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Посадские животы толсты, да коротки; а дворянские тонки, да долги. — (купец держится одним богатством; раз оборвался и пропал, дворянин же все тянется, хоть и на чужом). См. ЗВАНИЯ СОСЛОВИЯ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ПОСАДСКИЕ улицы — Названия Большой и Малой Посадских улиц, возникшие в 1798 году, напоминают о бывшей здесь слободе ремесленников и торговцев, переведенных из других городов в начале XVIII века. «Посадскими» назывались жители посада, то есть торгово промышленной… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Посадские люди — ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПОСАДСКИЕ СОТНИ — средневековые объединения торгово ремесленного населения русских феодальных городов в XI XVIII вв. П.с. возникли по территориально профессиональному признаку и объединяли, как правило, ремесленников одной специальности, проживавших в одном или… …   Юридическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»