- Портал
- Портал - в романской и готической архитектуре, более или менеероскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другоезначительное здание. В больших храмах, главный, обыкновенно западный,фасад имел три П., из которых средний соответствовал среднему нефу, аостальные два - боковым нефам; кроме того устраивалось по порталу ссеверной и южной сторон храма, на концах трансепта. В романском стиле.П. представляет собою постепенно суживающуюся вовнутрь большую нишу встене, с прямыми вертикальными боковыми откосами и полуциркульным сводомвверху, также скошенным вовнутрь; в глубине этой ниши находитсядвустворчатая дверь, ведущая во внутренность храма. Откосы ниши с той идругой стороны разделаны в виде ряда полу колонок, снабженныхсвойственными стилю базами и капителями; точно также и верх нишипредставляет ряд дугообразных валов, опирающихся своими концами наозначенные полуколонны. Валы по большей части обильно орнаментированы;иногда орнамент покрывает также и стержни полуколонн. Дверь в глубинениши имеет по большей части четырехугольную форму, так что над неюобразуется полукруглое пространство, так называемый Тимпан, обыкновеннозанятый рельефным изображением какого-либо религиозного сюжета. Вготическом стиле, П. становятся еще обширнее и роскошнее; в некоторыхцерквах три П. западного фасада близко соприкасаются между собою изанимают почти весь его низ. Свод ниши и Тимпан принимают стрельчатуюформу. Полуколонны откосов превращаются в связки полуколонн и украшаютсярядами статуй святых, стоящих на кронштейнах и осененных балдахинчиками;на своде, вместо валов, являются плоские или впалые дуги, к которымприлеплены ряды бюстов. Тимпан занят рельефами, расположенными в видефризов и представляющими иногда до сотни фигур, или же одним цельнымрельефом, изображающим какой-либо религиозный сюжет, по большей частиродословие Богородицы (так наз. "Древо Иессеево"). Дверное отверстие П.чаще всего разделяется пополам вертикальною стойкою, так чтопредставляет, собственно говоря, не одну, а две соседние и парные двери;к стойке приделана также статуя на кронштейне и под балдахином. Кнаиболее красивым П. позднероманского стиля принадлежат так называемые.Золотые ворота фрейбергского собора, очень похожий на них северный П.бамбергского собора., вход в Schottenkirche в Регенсбурге, Галлусовыврата базельского соб., западный П. собора. св. Стефана в Вене инекоторые др. из готических П. особенно замечательны, во Франции, П.соборов шартрского, амьенского, реймского и парижской Богоматери ицеркви. св. Трофима, в Арли, а в Германии - пять П. кельнского собора.,из представляющих же переход от готики к стилю Возрождения - изящный П.собор в Комо. А. С - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.