- Николай
- Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ кротости", как наз. его церковь, чтимыйповсеместно в христианской церкви, восточной и западной, в еретическихобществах Востока и даже часто между мусульманами (на Востоке) иязычниками (в России). Критически обработанного жизнеописания его доселене существует. В известном "житии" его, помещенном в "Четиях-Минеях" св.Дмитрия Ростовского, заимствованном, с сокращениями, из сказаний СимеонаМетафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, чертыжизни этого святого IV в. смешиваются с деяниями другого святого Н.,епископа пинарского (также в Ликии); жившего двумя столетиями позже - в VI в., как это доказывается сличением метафрастова жития св. Н.мирликийского с житием Н. пинарского, найденным и изданным в 1720 г.apхиеп. Фалаконием. К этому присоединяются несомненные анахронизмы всказании Метафраста о Н. мирликийском; так, в нем говорится, что св. Н.,еще будучи пресвитером, посетил Иерусалим и входил в его храм, дверикоторого сами открылись пред ним, после чего возвратившись в Миры, онделается исповедником при Диоклетиане и Максимиане - между темИерусалимский храм построен не ранее как через 30 лет после Максимиана.Болландистам Соллерию и Яннингу было известно житие св. Н., составленноеконстантинопольским патриархом Meфoдиeм. Известный археолог, архимандритАнтонин, издал в русском переводе как "житие" Н. пинарского, найденноеФилаконием ("Труды Kиев. Дух. Академии", 1869), так и два жития Н.мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в. Палестине ив Синайском ("Труды Киев. Акд.", 1373), и из сличения их пришел кубеждению, что несомненно подлинными чертами жизни Н. мирликийского изсказания Метафраста остаются: его рождение в Патарах, невкушениематернего млека в младенчестве в среду и пятницу, его чудесное избраниена епископство мирликийское, его исповедничество при Диоклетиане заразорение языческих капищ, его присутствие на первом вселенском соборе,его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление св. Константину вКонстантинополе; с некоторою вероятностью к нему может быть отнесенотакже сказание о девицах (2-х или 3-х сестрах), спасенных от разврата.Большая часть остальных черт сказания Метафраста о Н, мирликийскомнаходятся в житии Н. пинарского, в с большим вероятием могут бытьотнесены к биографии св. Н. VI века, а значительная часть чудес содинаковою вероятностью может быть приписана и тому, и другому святому.Для окончательного решения вопроса о нормальном составе биографии св. Н,мирликийского о. Антонин находит необходимым дождаться издания и оценкиновых списков его "жития", в новых редакциях и вариантах, каких ещенемало в библиотеках Востока, напр. на Афоне. В 1807 г. итальянскиекупцы из г. Бари перевезли мощи св. Николая в свой родной город, и деньприбытия мощей в "Бар-град" (9 мая) празднуется там весьма торжественно.К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но ииз России, где также чествуется день 9 мая. Столь же торжественнопразднуется день преставления св. Н. (6 дек.) как в России, так и вразличных странах западной Европы. Ср. Schnel, "Sankt Nikolaus"(Равенсб., 1838 - 86); Praxmarer, "Der heilige Nikolaus and seineVerehrung" (Мюнстер, 1894). Н. Б - в.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.