- Нептун
- Нептун (Neptunus, этр. Nethuns, Nethunus) - у римлян первоначальнобыл богом текучей воды, как у греков Океан, Посейдон, Нерей, Ахелой.Вообще у римлян мифология моря была бедна, что вполне понятно приотсутствии морских сношений у ранних латинян; все почти слова,касающиеся морского дела, заимствованы у греков. Зато римляне раноподметили живительную силу источников и рек и благотворное действие ихна землю, растительность и живые существа. Таким образом, Н. был богомречной и ключевой воды. На отношение Н. к морю указывает связь его сСалацией (Salacia), которая олицетворяла собой соленую воду. Венилия илиВенелия, супруга Н., была богиней источника и находилась в родственномотношении с Венерой. Кроме этого, римская водяная мифология не создаланикаких образов, никаких чудесных сказаний и преданий; все, что мынаходим в дальнейшем развитии ее, заимствовано или у этрусков или угреков. Сказания о Сцилле и Харибде, о сиренах, о царе Форке - продуктиталийской, но не латинской мифологии; трудно решить, относятся ли этисказания к этрусским или греческим. В истор. эпоху весь фантастичныйэллинский мир перешел в римскую мифологию; греч. Посейдон под лат.именем Н. был сделан царем моря. Кроме значения морского бога, Н.считался еще покровителем всаднических упражнений. Древнеиталийский богКонс (Consus) назывался также Neptunus equester. При Фламиниевом циркебыл единственный в Риме храм Н. Праздник в честь этого бога (Neptunalia)приходился на 23 июля и сопровождался играми; он справлялся или на Тибреили в Остии, на берегу моря, под открытым небом. Помпей Великий, послесвоих морских успехов, велел величать себя сыном Н. Агриппа, уничтоживфлот Антония и Клеопатры, в память своей победы построил на Марсовомполе святилище и портик в честь Н. (Basilica Neptuni).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.