- Лука
- Лука Якобс (Lucas Jacobsz) - знаменитый живописец, гравер ирисовальщик, прозванный Лейденским (van Leijden), по городу, в которомон родился, жил и умер (1494 - 1533). Его занятия начались подруководством его отца, Гуго Якобса, хорошего нидерландского живописца постеклу. Еще будучи отроком, Л. проводил дни и ночи в рисовании иживописи; научившись от какого-то ювелира и некоего Гарнассенагравированию на металлах, Л. скоро достиг в нем такого уменья, чтоиздал, когда ему едва минуло девять лет, свои первые гравюры. Некотороевремя он был учеником известного в ту пору живописца К. Энгельбрехтсена,и так скоро усвоил себе живописную технику, что 12-и лет от роду написалклеевыми красками на холсте картину на сюжет из легенды св. Губерта иполучил за нее от заказчика столько червонцев, сколько имел лет. Вмастерской Энгельбрехтсена работали тогда два его сына, из которых один- Питер - был живописец по стеклу; от него Л. перенял его искусство инаписал картину "Богоматерь, принимающая Давида" (гравированаСанредамом). Женившись, около 1515 г., на богатой девушке из семействаБохгейзен и пользуясь уже славою и достатком, Л. задумал перенести своеместопребывание из тихого Лейдена в более оживленный Антверпен. Тамзаписался он в местную гильдию св. Луки (1521) и был посещен знаменитымсвоим современником - Альбрехтом Дюрером, который нарисовал при этом егопортрет карандашем; оба художника взаимно обменялись лучшими листамисвоих прославившихся гравюр. В 1527 г., желая познакомиться с другимиголландскими художниками, он предпринял поездку в Роттердам и, посленескольких дней плавания по каналам, пристал к острову Вальхерну; тут онпосетил город Миддельбург и задал роскошный пир тамошним художникам, вчисле которых находился знаменитый в то время Ян Госсарт, прозванныйМобежским. Последний был приглашен Л. сопутствовать ему в остальнойчасти путешествия, и оба художника проехались отсюда по разным городам -через Антверпен, Гент, Мехельн и др., задавая везде пиры местнымживописцам. Следствием этого путешествия была болезнь, приковавшая Л.,до конца его жизни, к постели. Однако, и лежа в постели, Л. непереставал заниматься живописью и гравированием, даже написал в этогрустное время своей жизни лучшую свою картину: "Христос, исцеляющийиерихонского слепца" (находится в Имп. Эрмитаже). Картины Л. встречаютсяочень редко, так как многие из них погибли. В некоторых, дажепервостепенных, музеях Европы их совсем не имеется, а значительное числокартин, считавшихся до недавнего времени произведениями лейденскогомастера, как в больших, так и в менее значительных музеях и в частныхсобраниях ныне, вследствие успехов современной художественной критики,не удержали за собою имени Л. Достоверных картин Л. сохранилось не болеедесяти; из которых по одной находится в Имп. Эрмитаже в СПб. и вгалереях мюнхенской и берлинской; собственноручный портрет художника - вгалерее Уффици, во Флоренции. Но еще более, чем живопись маслянымикрасками, доставили художнику славу его гравюры, в которых он явилсясчастливым соперником великого А. Дюрера. Они высоко ценились еще прижизни художника, считались и тогда редкостью, потому что их медныедоски, гравированные тонкою и нежною штриховкою, не могли даватьзначительного числа хороших оттисков, а крайне требовательный художникбезжалостно истреблял все те отпечатки, которые казались емунеудовлетворительными. Гравюры Л., числом 174, подробно описанные Барчем("Peintre-Graveur", VIl), можно теперь найти в хороших оттисках только всамых богатых музеях. Ср. К. van Mander, "Het leven der doorluchtigenederlandsche en hooghdeutsch Schilders" (Амст., 1764) и A. Rosenberg,"M. van Leyden" (в R. Dohrne, "Kunst und Kunstler Deutschland undNiederlande", т. I, XV). К. Веселовский Лукан (Марк Анней Lucanus, 38 - 65) - после Виргилиязначительнейший римский эпик, родом из Испании, племянник философаСенеки, получил образование в Риме у философа Корнута, временнопользовался расположением Нерона, перешедшим в ненависть, когдаимператор заметил его значительный поэтический талант; последствиемэтого было присуждение его к смертной казни, как участника в заговореПизона. Его поэмы "Hectoris Lytra", "Orpheus" (был известен еще всредних веках), "Iliacon", "Catacausmon", "Catalogus Heroidum","Saturnalia", трагедия "Medea" и другие многочисленные произведенияпропали почти бесследно; кроме небольшой эпиграммы, сохранилась лишьнеоконченная поэма "Pharsalia", в 10 книгах. Содержание ее - борьбамежду Цезарем и Помпеем, воспеваемая поэтом в строго хронологическойпоследовательности до осады Адександрии, причем историческое предание дотого верно передается поэтом, что поэма его имеет ценность иисторического источника. Некоторые сцены написаны с особою любовью,причем, особенно в описаниях и в блестящих характеристиках героев,проявляется крупный поэтический и ораторский талант Л. У воспитанного вправилах стоической школы поэта возвышенный взгляд на события,выразившийся и в выборе темы, и в тоске по потерянной римским народомсвободе. Язык Л. сильный и выразительный, но стих его не так отделан,как у Виргилия. Из древних критиков Квинтилиан хвалит произведения Л. заискренность чувства, силу и богатство мыслей, но причисляет его скорее кораторам, чем к поэтам. Поэт Марциал отвечал на этот отзыв указанием наобилие у Л. читателей (эпигр. XIV, 194). Издания - Weber'a (Лиц., 1821 -31) и С. Ноsius'a (в "Bibl. Teubn."). Отрывки из IV кн. поэмы Л. перевелП. Кутузов ("Друг Просвещения", 1804, III, 108). См. Genthe, "De Lucanivita et scriptis" (Берл., 1859); Schaubach, "Lucans Pharsalia und ihrVerbaltniss zur Geschichte" Мейнинг., 1869).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.