- Лаг
- Лаг - прибор для определения скорости корабля. Простейшего устройстваЛ. состоит из деревянного прямоугольного сектора, радиусом около 15 стм.В дуге сектора врезывается свинцовая пластинка такой величины, чтобысектор углублялся в воду почти до 2/3 своей высоты. В вершине сектораприплеснивается конец тонкой веревки около 100 саж. длины, называемыйлаглинем, а к остальным двум концам сектора привязываются веревочки,соединяющиеся с лаглинем на таком расстоянии от сектора, чтобы привертикальном положении сектора и вытянутом лаглине, последний имелгоризонтальное положение. Такой сектор, брошенный за борт судна,остается в воде неподвижным, а по мере удаления от него судна травятлаглинь и по длине вытравленного за борт лаглиня в 15 или 30 секундсудят о скорости корабля. Чтобы эту скорость получать прямо в узлах, т.е. в морских милях в час, лаглинь имеет марки, устройство которых (уморяков разбивка лаглиня) делается следующим образом. Отмерив от секторапо длине лаглиня 2 или 11/2 длины судна ввязывают в него кусок флагдука,а затем через каждые 48 футов длины кончик 1-й с одним, 2-й с двумяузелками и т. д., при чем расстояние между каждыми такими кончикамиделится еще на 4 части. Кончики настолько длинны и узелки такойвеличины, что можно в темноте ощупью определить какая марка окажется вруке или ближайшая к ней в момент задержания лаглиня. Сектор бросают скормы с подветренной стороны и травят свободно лаглинь; когда заметят,что флагдук на лаглине выходит за борт, поворачивают 30 с склянку или жепускают в ход секундный счетчик; когда вытечет склянка или же посчетчику пройдет 30
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.