- Ключевский
- Ключевский (Василий Осипович) - профессор русской истории в моск.дух. акд.и в моск. унив. (в последнем - с 1879 г.); в настоящее времясостоит председателем моск. общества истории и древностей. Во времясуществования в Москве высших женских курсов проф. Герье читал на нихлекции по русской истории, а после закрытия этих курсов участвовал ворганизованных моск. профессорами публичных лекциях. Не особенномногочисленные, но богатые содержанием, ученые исследования К., из рядакоторых особенно выдается его докторская диссертация ("Боярская дума"),посвящены, по преимуществу, разъяснению основных вопросов историиуправления и социального строя московского государства XV - XVII вв.Широкий размах исследования, охватывающего наиболее существенные стороныжизни государства и общества в их взаимной связи, редкий даркритического анализа, доходящего иногда до мелочности, но приводящего кбогатым результатам, блестящий талант изложения - все эти особенноститрудов К., давно признанные специальной критикой, помогли ему обогатитьнауку русской истории рядом новых и ценных обобщений и выдвинули егосамого на одно из первых мест среди ее исследователей. Главнейшие изтрудов К. : "Сказания иностранцев о Московском государстве" (М., 1886),"Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871),"Боярская дума древней Руси" (М., 1882), "Pyccкий рубль XVI - XVIII ст.в его отношении к нынешнему" (1884), "Происхождение крепостного права"("Русская Мысль", 1885, №№ 8 и 10), "Подушная подать и отмена холопствав России" ("Русская Мысль", 1886, №№ 9 и 10), "Состав представительствана земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль", 1890, № 1; 1891, № 1;1892, № 1). Помимо научных работ, К. выступал со статьями популярного ипублицистического характера, помещая их, главным образом, в "РусскойМысли". Сохраняя и здесь свойственный ему талант изложения, К. отходил вэтих статьях все далее и далее от научной почвы, хотя и пытался удержатьее за собой. Отличительной их чертой служит нацоналистический оттеноквзглядов автора, стоящий в тесной связи с идеализацией московскойстарины XVI - XVII вв. и оптимистическим отношением к современнойрусской действительности. Такие черты ярко сказались, напр., в статьях:"Евгений Онегин", "Добрые люди старой Руси", "Два воспитания","Воспоминание о H. И. Новикове и его времени", а также в речи К. подназ. : "Памяти в Бозе почившего государа имп. Александра III" ("ЧтенияМоск. Общ. Ист. и Древ. ", 1894 и отдельно, М., 1894). В. Мякотин.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.