- Капнист
- Капнист (Василий Васильевич) - поэт и выдающийся драматург, род. в1757 г. в имении Обуховка Миргородского уезда, Полтавской губернии.Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в измайловскийполк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительствомпросвещенного А. Бибикова - "охотника до наук и особо до стихотворства".Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г. К. Перешёл впреображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин иподружился с Державиным. В годы пребывания в столице К. усиленностарался пополнить свое домашнее образование изучением древних изападноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениямиЛомоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путьпереводного стихотворства. В 1782 г. он был избран предводителемдворянства Миргородского уезда, но в том же году, при посредничествеЛьвова, получил место при главном почтовом управлении. В 1785 г. он былизбран киевским дворянством в губернские предводители, а через два годабыл назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1799г. К. был причислен к театральной дирекции по заведованию русскойтруппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвыизвестных артистов - Шушерина, Сахарова, Пономарёва. В 1802 г. К. былутвержден генеральным судьей 1-го департамента полтавского генеральногосуда, а с 1812 по 1818 г. числился по министерству народногопросвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратилвнимание на разрушение местных древностей и истребление памятниковстарины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своимпоследствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектораПаскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянстваПолтавской губ. а 28-го октября следующего года скончался в воспетой имОбуховке. К. был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова ижены Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер,Богданович и Оленин. Первое произведение К. - ода, на франц. языке, поповоду мира с Турцией (1775). Позже он сам определил её так: "преглупаяода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он нисебе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит". Вниманиечитающей публики К. обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн."С.-Петербургского Вестника" (1780 г.) "Сатирой первой", перепечатаннойвпоследствии в "Собр. Люб. Pocc. Слов." (ч. V), под загл. "Сатира перваяи последняя". К. высказывает здесь резкие суждения и колкие замечанияотносительно некоторых литературных деятелей, которых он означаетпсевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику:неизвестный автор напечатал в том же "СПб. Вестнике": "Письмо", вкотором называет К. глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты изБуало, Фонвизина и Сумарокова, как свидетельства плагиата. В 1783 г.молодой литератор написал торжественную "Оду на рабство", которую,однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении К.является южнорусским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии иоплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этойоды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьимземлям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться"верноподданный", вместо прежнего "раб", побудил К. написать "Оду наистребление в России звания раба". До 1796 г. имя К. встречается, затем,во многих повременных изданиях - "Новых ежемесячных сочинениях","Московском журнале", "Аонидах" Карамзина. Его произведения какпереводные, так и оригинальные пользовались популярностью и в публике, исреди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода К.: "ОтветРафаэля певцу Фелицы" была доставлена Державину ещё в рукописи, подзаглавием "Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочистаВасилия К." Назначение оды было указать Державину промахи в егостихотворении "Изображение Фелицы". Державин обиделся и отвечал резкимписьмом, где, между прочим, писал: "Ежели таковыми стихами подаришь тыпотомство, то в самом деле прослывёшь парнасским трубочистом, которыйхотел чистить стих другим, а сам нечистотой своих был замаран".Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 г.К. издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальнымдвустишием на заголовке: К. я прочел и сердцем сокрушился, Зачем читать учился. Через два года появляется на сцене главное литературное произведениеК. - комедия "Ябеда". Эта комедия заняла выдающееся место вотечественном репертуаре и до появления на сцене "Горя от ума" и"Ревизора", имеющих, по своей обличительной тенденции, много общего с"Ябедой", пользовалась выдающимся успехом. "Ябеда" не отличаетсяискусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель её- изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды - господствует надсодержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Егоглавные действующие лица - Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг. - карикатурны; но К. метко попал в больное место современного емуобщества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса,разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара идаже при Александре I не сразу получила права гражданства.Бантыш-Каменский передаёт следующий эпизод, которому был сам свидетелем.Когда в 3 действии Хватайко поёт: "Бери, большой тут нет науки; бери,что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоббрать?" - зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному изприсутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени ивосклицали: "это вы! это вы!" Популярность "Ябеды" в начале текущегостолетия была настолько велика, что некоторые выражения комедииобратились в поговорки. Последующие переводные и подражательныедраматические произведения К. не имеют значения; одной из них: "Станоревили мнимая неверность" сам автор посвятил следующую эпиграмму: Никто не мог узнать из целого партера, Кто в Станореве смел так осрамить Мольера; Но общий и согласный свист Всем показал, что то - К. Из лирических стихотворений К., который в свое время пользовалисьзначительным успехом, лучшие: "В память береста" и "Обуховка", где авторобнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. К. пытался,несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр, впереводе греческих и римских авторов, размером простонародных русскихпесен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей.Сочинения К. изданы в 1849 г. Смирдиным. Б. Глинский.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.