Минский (Николай Максимович Виленкин)

Минский (Николай Максимович Виленкин)
Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество". В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему: "Пролетарии всех стран соединяйтесь". За первые же № "Новой Жизни" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы. Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро России". Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России". - Минский выступил в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. В "Вестнике Европы" (1877, № 1) он поместил большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы "Белые ночи" (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом "гражданственности". В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: "При свете совести". Здесь изложена философско-религиозная система "меонизма", позднее разработанная Минским также в трактате: "Религия будущего" (1905). "Меонизм" исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое. Истинной "святыней" может быть только "внежизненная правда", только небытие - "меон" (греч. me on - не существующее: термин Платона) или "меоны", так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории - совесть, инстинкт самопожертвования, вера - имеют свою противоположность в понятии о их небытие. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, "меонизм" не был усвоен ни публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм "абракадаброй". Большая публика просто не заметила "меонизма", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию. В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству - вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в "Новостях", в "Мире Искусства". Главное "меоническое" произведение минского - драма "Альма", с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение "Как сон, пройдут дела и помыслы людей" бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно "меонична" в нем только одна туманная строка "и жажда жгучая святынь, которых нет". Проникающая элегию "тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что "забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся". На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической "гражданственности" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма "Прокаженный", такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма "Гефсиманская ночь". Запрещенная цензурой, "Гефсиманская ночь" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: "награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь - одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже". И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова, например, его поэма "Город мертвых", с ее осуждением "языческого" отношения к жизни; такова поэма "Свет правды", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление производит только порыв к правде. Минский - поэт мысли по преимуществу; выработка мировоззрения, стремление уяснить себе высшие тайны жизни, преобладают в нем над поэзиею непосредственных ощущений. Отсюда неизбежная приподнятость тона, подчас переходящая в риторику и крикливость. Хорошо владея новыми и древними языками, Минский перевел две главные поэмы родственного ему по духу Шелли ("Королева Мод" и "Аластор"), ряд пьес Шекспира и Мольера (в "Библиотеке великих писателей", под ред. С.А. Венгерова ), и всю "Илиаду" (Москва, 1895, 3-е изд. 1912). Интересна трилогия Минского: "Железный призрак" ("Русская Мысль", 1909, № 2), "Малый соблазн" (Альманах "Шиповника", 1910) и "Хаос" ("Новая Жизнь", 1912, № 12), посвященная изображению огромной "власти вещей" в жизни современного человечества. Полное собрание стихотворений Минского вышло в 1907 г. в 4 томах. Литературно-публицистические его статьи собраны в книге: "На общественные темы" (Санкт-Петербург, 1909). Для биографии библиотеки Павленкова Минский написал книжку об Ибсене (1906). Подробную библиографию произведений Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, см. в "Литературе ХХ в.", под ред. С.А. Венгерова (Москва, 1915). С. Венгеров.

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Минский (Николай Максимович Виленкин)" в других словарях:

  • Минский, Николай Максимович — (Виленкин) поэт и публицист; род. в еврейской семье в 1855 г. в местечке Глубоком Виленской губ.; в 1879 г. окончил курс в петербургском университете, по юридическому факультету; был присяжным поверенным. Литературную деятельность М. начал в 1876 …   Большая биографическая энциклопедия

  • МИНСКИЙ Николай Максимович — (наст. фам. Виленкин) (1855 1937) русский писатель. Один из зачинателей русского символизма. Религиозно философская концепция в трактатах При свете совести (1890) и Религия будущего (1905). Стихи (сборник Из мрака к свету , 1922), драмы, переводы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Минский Николай Максимович — (настоящая фамилия Виленкин) (1855 1937), русский писатель. Один из зачинателей русского символизма. Религиозно философская концепция в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905). Стихи (сборник «Из мрака к свету», 1922),… …   Энциклопедический словарь

  • Минский Николай Максимович — Минский (псевдоним; настоящая фамилия Виленкин) Николай Максимович [15(27).1.1855, с. Глубокое, ныне Витебской обл., 2.7.1937, Париж], русский писатель. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879). В 1883 цензура уничтожила… …   Большая советская энциклопедия

  • Минский, Николай Максимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Минский. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Виленкин. Николай Минский Имя при рождении: Николай Максимович Виленкин Псевдонимы: Николай Ми …   Википедия

  • МИНСКИЙ Николай Максимович — МИНСКИЙ (наст. фам. Виленкин) Николай Максимович (1855—1937), русский писатель. После Революции 1905—07 жил за границей. «Полное собрание стихотворений» (т. 1—4, 1907); кн. стихов «Из мрака к свету» (1922). Поэмы «Гефсиманская… …   Литературный энциклопедический словарь

  • МИНСКИЙ Николай Максимович — (наст. фам. Виленкин) (15(27).01.1855, Глубокое Виленской губ. 2.07.1937, Париж)    поэт, философ, публицист, переводчик, один из зачинателей рус. символизма. Окончил юридический ф т Петербургского ун та (1879). После ун та служил домашним… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Минский Николай Максимович — (наст. фам. Виленкин; 1855–1937) – рус. писатель. По образованию юрист. Начал печататься в 1876. Один из зачинателей рус. символизма. Религ. – филос. концепция – в трактатах «При свете совести» (1890) и «Религия будущего» (1905). Автор стихов (сб …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • МИНСКИЙ Николай Максимович (наст, фам. Виленкин) — (15 (27). 01. 1855, Глубокое Виленской губ. 2. 07. 1937, Париж) поэт, философ, публицист, переводчик, один из зачинателей рус. символизма. Окончил юридический ф т Петербургского ун та (1879). После ун та служил домашним учителем, присяжным… …   Русская философия: словарь

  • Виленкин Николай Максимович — поэт: см. Минский …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»