Кипренский Орест Адамович

Кипренский Орест Адамович
Кипренский (Орест Адамович) - портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова - А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии, 13 марта 1783 г., и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г., в воспитанники Императорской Академии Художеств. Обучаясь в ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А.С. Строганова . Главными наставниками его здесь были Г. Угрюмов и Д. Левицкий . В 1802 г., за картину: "Филемон и Бавкида", присуждена ему малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову , он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (находится в музее Академии Художеств), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе великой княгини Екатерины Павловны . В 1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова (находится в музее Академии Художеств), возведен в звание академика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем году отправился, наконец, в заграничное путешествие, на счет императрицы Елизаветы Алексеевны , посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его портрет, написанный им самим по предложению Флорентийской Академии Художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников. Возвратился в Санкт-Петербург в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г. снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, для образования, в одно из женских учебных заведений этого города. Во время своего отсутствия из Санкт-Петербурга, и вследствие получения Академией Художеств нового штата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г. женился на Фалькуччи, но через 3 месяца умер в Риме, 5 октября того же года. Современники называли Кипренского "русским ван-Дейком", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается до его исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всем своем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кроме живописи, Кипренский занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портреты знаменитого скульптора Торвальдсена и отца художника (в Императорском Эрмитаже), на "Молодого садовника" (там же), "Читателей газет" и "Тибуртинскую Сивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (в Императорской Академии Наук) и "Графини Потоцкой" (в имении графов Потоцких), "Гробницу Анакреона" (у графов Брюлловых, в Санкт-Петербурге) и несколько портретов, собранных графом Третьяковым в галерее, основанной им в Москве. А. С-в.

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Кипренский Орест Адамович" в других словарях:

  • Кипренский, Орест Адамович — Орест Адамович Кипренский Автопортрет, 1828 Дата рождения: 13 (24) марта 1782( …   Википедия

  • Кипренский Орест Адамович — Орест Кипренский Автопортрет Дата рождения: 13 (24) марта 1782 Дата смерти: 5 (17) октября 1836) …   Википедия

  • Кипренский Орест Адамович —         (1782 1836), русский живописец и график. Представитель романтизма. Учился в петербургской АХ (1788 1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена; пенсионер АХ (до 1809). Основной жанр творчества Кипренского портрет ( А. А. Челищев , около 1809… …   Художественная энциклопедия

  • Кипренский Орест Адамович — [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская обл., ‒ 17.10.1836, Рим], русский живописец и график, представитель романтизма. Внебрачный сын крепостной, К. в 1788 получил вольную и был определён в Воспитательное училище при… …   Большая советская энциклопедия

  • КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович — (1782 1836) российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность ( Автопортрет с кистями за ухом , ок. 1808 09; А. А. Челищев ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кипренский Орест Адамович — (1782—1836), живописец и график; основоположник романтизма в русском искусстве XIX в. В 1812—28 жил в Петербурге (с перерывами). Учился в АХ (1788—1803); Академик с 1812. В многочисленных портретах, отличающихся многообразием… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Кипренский Орест Адамович —       (1782 1836), живописец и график; основоположник романтизма в русском искусстве XIX в. В 1812 28 жил в Петербурге (с перерывами). Учился в АХ (1788 1803); Академик с 1812. В многочисленных портретах, отличающихся многообразием композиционных …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Кипренский, Орест Адамович — профессор живописи, род. 13 марта 1783 г. на мызе Нежинской, около Копорья, Ораниенбаумского уезда Петербургской губ.; ум. 5 октября (ст. ст.) 1836 г. в Риме. Отец его, Адам Карлович Швальбе, был крепостным дворовым человеком бригадира A. С.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кипренский Орест Адамович — (1782 1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского  духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», около 1808 09;… …   Энциклопедический словарь

  • Кипренский, Орест Адамович — О.А. Кипренский. Автопортрет в полосатом халате. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782 1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. В портретах современников романтическая приподнятость образа, эмоциональная полнота в раскрытии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»