- Гурьев Дмитрий Александрович
- Гурьев, Дмитрий Александрович, граф - министр финансов (1751 - 1825). Получил образование домашнее. Служил в сенате. Женитьба на графине Салтыковой ввела его в круг аристократии. Он примкнул к лицам, окружавшим юного императора Александра I - Новосильцеву , Кочубею и другим, - и благодаря их содействию в 1802 г. был назначен товарищем министра финансов, графа Васильева , а затем получил в управление и департамент уделов и сделался известным государю. Тем не менее после Васильева министром финансов был назначен не Гурьев, а Голубцов , при котором Гурьев остался товарищем. Он сблизился с Сперанским, нерасположенным к Голубцову, не допускавшему, как говорили, вмешательства Сперанского в финансовое ведомство. По увольнении Голубцова, Гурьев был назначен министром финансов, хотя, по отзывам лиц, близко его знавших, он "обладал умом неповоротливым, и ему трудно было удержать равновесие рассуждений". Тогдашнее финансовое положение было расшатано всей предыдущей экономической и финансовой политикой. Заботясь о поддержании внешнего престижа России и о расширении ее пределов, правительство мало обращало внимания на экономическое положение населения, мало заботилось и о финансах между тем как они уже в XVIII в. повсеместно сделались предметом особого попечения, и в Англии должность министра финансов соединялась с должностью премьера. Финансовый план, составленный Сперанским при участии Балугьянского , Якоба и других, был рассмотрен в небольшом кружке людей, разделявших убеждения Сперанского (Кочубей, Мордвинов , Кампенгаузен и Гурьев). Разработанный ими проект был внесен в государственный совет (1810), где подвергся резкой критике. Хотя принятию плана и проведению его в жизнь помешало многое, в особенности падение Сперанского и Отечественная война, тем не менее он имел большое влияние на последующее наше финансовое законодательство; к нему возвратились в 1816 г. В основу плана было положено восстановление металлического обращения; средством к тому должно было послужить установление равновесия государственных доходов с расходами и изменение исторически сложившейся системы налогов. Дефицит в 1810 г. предполагался в 65 миллионов рублей; в обращении находилось 577 миллионов рублей ассигнаций, упавших на 70% против номинальной ценности. Между тем приходилось содержать в боевой готовности большую армию. Необходимо было прибегнуть к ведению новых налогов и повышению старых. В 1810 г. увеличен прибавочный % сбор с купеческих капиталов; введены налоги с торгующих крестьян и с иностранных ремесленников; распространена подушная подать на черкесов и на поселян из евреев; пошлина с меди увеличена на 3 рубля с пуда; введен полупроцентный сбор с домов в столицах; повышена цена на соль, а также сборы гербовый, вексельный, с заемных писем, паспортный питейный. Все эти меры вызвали неудовольствие не столько против министра финансов, сколько против Сперанского. Получаемых доходов не хватало на удовлетворение потребностей казны, ввиду чего министру финансов пришлось прибегнуть к введению в 1812 г. новых налогов: процентного с дохода, показываемого владельцами имений; с маклерских и купеческих книг; пошлины с чая и с пива. Увеличена цена гербовой бумаги, и употребление ее распространено на губернии малороссийские, остезейские и литовские. Отечественная война еще более ухудшила наше финансовое положение. Источниками чрезвычайных средств служили выпуски ассигнаций, позаимствования из казенных банков, из сумм кабинета, уделов и т. п. Рост народного хозяйства не шел в уровень с потребностями казны. При таких условиях представлялось необходимым принять меры к улучшению экономического положения России. Согласно господствовавшим в то время в теории и практике взглядам, наиболее действительным для того средством считалась поддержка промышленности посредством повышения таможенного тарифа. Повышение ставок состоялось в 1810 г.; затем последовали перемены в 1816 г. Тариф 1818 г. был составлен в свободном духе, но действовал только до 1821 г., когда правительство от него отказалось. С целью увеличения вывозной торговли были приняты меры к поощрению вывоза спирта. Самою крупною из экономическо-финансовых мер Гурьева было извлечение из обращения части ассигнаций (общая их сумма достигла в 1817 г. 836 миллионов рублей), для поднятия сильно упавшей их ценности. В этих видах были заключены займы: два внутренних бессрочных на сумму 113 миллиона рублей и два внешних на 83 миллиона рублей. Изъято было из обращения ассигнаций на 236 миллионов рублей. Ожидаемых результатов эта мера не имела и вызвала резкое осуждение со стороны будущего преемника Гурьева, Е.Ф. Канкрина , сумевшего, однако, воспользоваться последствиями политики Гурьева. Ввиду быстрого роста расходов потребовалось новое увеличение доходов: в 1821 г. было изменено положение о крепостных пошлинах, в 1819 г. введена казенная продажа вина в 20 губерниях. Финансовое управление было настолько неудовлетворительно, что министр финансов не мог представить государственному совету отчета по завершению государственной росписи за несколько лет; эти отчеты были представлены госсовету только в управление Канкрина. Ни в обществе, ни в государственном совете Гурьев доверием не пользовался, все его проекты встречали резкий отпор, главным образом, со стороны председателя департамента государственной экономии Мордвинова. Защитником Гурьева был всесильный тогда Аракчеев , представлявший государю действия Мордвинова в превратном виде. Когда Гурьев лишился поддержки Аракчеева, он должен был оставить, в 1823 г., пост министра. К числу мер, принятых во время управления Гурьева, принадлежит еще учреждение государственного коммерческого банка, с подчинением его совету государственных кредитных установлений. Вл. Судейкин.
Биографический словарь. 2000.