- Гревс Иван Михайлович
- Гревс Иван Михайлович - историк, родился в 1860 г. в помещичьей семье Воронежской губернии (предки вышли из Англии: английское начертание - Greaves). Учился в Ларинской гимназии, на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где круг его научных интересов определился влиянием В.Г. Василевского (см. очерк Гревса "В.Г. Василевский как учитель науки", в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1899). К студенческим годам относится работа "Римско-Византийское Государство в VI в., по законодательным сборникам христианских императоров". По окончании университета Гревс стал преподавателем в гимназии Э.П. Шаффе и других учебных заведениях, а с 1889 г. приват-доцентом в университете. В 1890 - 92 и 1894 - 96 годах Гревс был командирован за границу. В библиотеках и семинариях Рима и Парижа подготовлялось большое его исследование об экономической структуре и социальной психике переходного от республики к империи римского общества, части которого появлялись в "Журнале Министерства Народного Просвещения" ("Большое сельское поместье в древней Италии и крупное землевладение в римском мире к концу 1-го века империи", сентябрь 1897; "Восстановление типических норм древнеримского крестьянского земледелия", июль 1898). Войдя в круг парижских медиевистов, когда в них были еще живы идеи и вдохновения Фюстель-де-Куланжа, Гревс глубоко воспринял его влияние (см. статьи Гревса: "Фюстель-де-Куланж" в 1-м издании настоящего словаря, "Введения" к вышедшему под редакцией Гревса переводу сочинения этого автора "Общественный строй древней Франции", СПб., 1907 - 10, и статье "Новое исследование о колонате" в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1886). Под этим влиянием созрели главные основы научного миросозерцания Гревса: вера в творческую, определяющую роль сознаний в глубине даже так называемого стихийного процесса истории и в непрерывную могучую жизненность культурной римской традиции. Эти идеи проникают как в ученые труды Гревса, так и его профессорские курсы (которые он с 1892 г. вел в университете и на высших женских курсах). Убежденный сторонник научной семинарской работы, Гревс был одним из ревностнейших ее насадителей. От этой работы Гревс оторван был распоряжением министра народного просвещения Н.П. Боголепова , увольнявшим его от звания приват-доцента после студенческих волнений 1899 г. В 1900 г. Гревс защитил магистерскую диссертацию "Очерки из истории римского землевладения, преимущественно во времена империи". Из тома II-го этого труда явился впоследствии очерк "Данные Петрония для характеристики крупного землевладения" ("Журнал Министерства Народного Просвещения"). Удаленный из университета Гревс много работал как член или председатель комиссий, организовавших ряд частных школ в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже школа в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже школа Балаева) и кружков, ставивших задачей теоретическое разрешение средне школьных проблем; как преподаватель и председатель (в течение 18 лет) педагогического совета женской гимназии Л.С. Таганцевой, наконец, как преподаватель истории во всех перечисленных школах и в Александровском лицее. Влияние его своеобразного педагогического метода, разрешавшего проблему "превращения науки в учебный предмет", умевшего использовать историю, как средство пробуждения благородных и высоких дум и настроений, оставило глубокий след на учениках и ученицах Гревса и на многочисленных группах молодых педагогов, работавших под его руководством. Общее отношение к школе, широкое понимание ее задач нашли выражение в ряде очерков, посвященных ей и характеристике ее деятелей ("Очерки современного исторического преподавания в высших учебных заведениях Парижа" в "Историческом Обозрении", "Долгая трудовая жизнь, памяти Э.П. Шаффе" в "Русской Школе", статьи, посвященные памяти В.А. Фаусека , в "Сборнике" высших женских курсов, В.С. Соловьева и М.П. Драгоманова (в "Полярной звезде", С.Н. Трубецкого ). В 1902 г. Гревс снова возвращен в университет (несколько ранее приглашен профессором в политехнический институт, где преподавал в течение года), а в 1903 г. вернулся на высшие женские курсы. Общественное движение этих лет поставило профессуре новые весьма сложные задачи. Гревс стал ревностным членом групп и комиссий, трудившихся над их разрешением (организация учащихся, предметная система преподавания и т. д.). Особенно видной была его деятельность на женских курсах, где в качестве декана филологического факультета он был одним из главных деятелей проведения семинарской организации и устройства семинарских библиотек. Гревс был сторонником больших исторических экскурсий, которые ценил и как орудие общего образования, и как "необходимый вид исторического семинария", в открываемой ими возможности "идти навстречу подлинным следам мировой культуры" (см. статьи Гревса по этому вопросу: "Прогулки по научно-художественным центрам Италии", "К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах", "Научное Слово" и "Журнал Министерства Народного Просвещения"). В разное время под его руководством предприняты были большие экскурсии в "средневековые города" Прибалтийского края, Польши, Франции и Италии. В течение многих лет Гревс состоял председателем секции всеобщей истории исторического общества при Петербургском университете, редактором отдела средних веков в настоящем словаре, где ему принадлежит ст. "Августин" и др. В 82-томном "Энциклопедическом Словаре" и им написан ряд статей (крупнейшие: "Феодализм", "Фюстель-де-Куланж", "Флоренция", "Тацит", "Тьерри" и мн. др.). Ему принадлежит статья "Аларих и вестготы" в "Книге для чтения" Виноградова. Специальная научная работа Гревса в эти годы мало отразилась в печати (отмечаем "Очерки флорентийской культуры" в "Научном Слове"). Ряд начатых им оригинальных работ не воплотился в форму печатных статей, а ушел на построение новых курсов и семинариев; из этой работы в 1911 г. в ознаменование 25-летней деятельности Гревса вышел сборник "Ивану Михайловичу Гревсу - ученики". Как общественный деятель, Гревс примыкал к кругам, из которых вышло движение "Союза освобождения" и сложилась констуционно демократическая партия. В статьях, посвященных университетскому вопросу в журналах "Право", "Научное Слово" и "Полярная Звезда" ("Созидание и разрушение в высшей школе" и др.), он отстаивал начала свободы и культуры, "университет, независимый от правительственного произвола и партийного - правого и левого - ожесточения", мечты создать из него "мастерскую, где куется познание истины и созидаются жизненные и общественные идеалы". О. Добиаш-Рождественская.
Биографический словарь. 2000.