Глазунов Александр Константинович


Глазунов Александр Константинович
Глазунов, Александр Константинович - композитор. Родился 20 июля 1865 г. в Санкт-Петербурге. Происходит из старинного купеческого рода. Первоначальное образование получил дома. 9-ти лет стал брать уроки фортепианной игры у Н.Г. Холодковой (ученицы Антония Контского). Дальнейшее преподавание музыки мальчику поручено было Н.Н. Еленковскому. Мать Глазунова, хорошая пианистка, немало содействовала его музыкальному развитию. Окончив 2-е реальное училище, он поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет. Сильный толчок музыкальному образованию Глазунова дал Балакирев , приглашенный в 1878 г. для занятий музыкой с его матерью. По его совету Глазунов начал серьезно заниматься теорией композиции с Римским-Корсаковым , пользуясь в то же время практическими советами Балакирева при сочинении первой симфонии (E-dur, ор. 5), изданной после многих переделок, и фортепианной сюиты (ор. 2) на имя S-a-c-h-a. Скоро, однако, близкие отношения к Балакиреву прекратились. В 1881 г. преподавание было закончено. Оконченная тогда же первая симфония была исполнена 17 марта 1882 г. в концерте бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. Летом того же года симфония была исполнена под управлением Римского-Корсакова и в Москве на всероссийской выставке. В том же году (13 ноября) в квартетном собрании И. Р. М. О. исполнен был и первый смычковый квартет (D-dur, op. 1), а в 1883 г. исполнены обе его оркестровые увертюры на греческие темы (из сборника Бурго дю Кудрэ) - 1-я в симфоническом концерте И. Р. М. О. (8 января) под управлением А. Рубинштейна , а 2-я - в концерте бесплатной музыкальной школы (7 марта). Если в этих первых произведениях заметны влияния руководителей Римского-Корсакова и Балакирева, отчасти Листа, то в них, тем не менее, сказывается уже собственная сильная индивидуальность. Развитию ее способствовал целый ряд счастливо сложившихся условий, редко встречаемых в биографиях композиторов. Серьезный любитель музыки, М.П. Беляев оценил талант Глазунова и устроил (27 марта 1884 г.) специальный (закрытый) концерт из его сочинений под управлением Римского-Корсакова и Г.О. Дютша . Этот концерт положил начало постоянному учреждению - "Русские симфонические концерты", существование которых Беляев обеспечил навсегда. Беляевым изданы тоже почти все сочинения Глазунова. По инициативе Ф. Листа, первая симфония Глазунова была исполнена в съезде "Всеобщего немецкого музыкального союза" 14/26 мая 1884 г. в Веймаре. Вскоре затем Глазунов посвятил памяти Листа оконченную уже после его смерти в 1886 г. 2-ю симфонию (fis-moll). Влияние Листа отразилось в этой симфонии в приеме тематизма, объединяющего все ее части. В этой же симфонии живо чувствуется и влияние Бородина , с которым у Глазунова есть родственные черты в эпическом элементе его творчества. Сильное влияние Вагнера заметно на целом ряде сочинений Глазунова конца 1880-х годов. Фантазия "Море" (первое исполнение 18 февраля 1890 г.) посвящена памяти Вагнера. Впоследствии это влияние растворилось в недрах собственной индивидуальности. В 1889 г. Глазунов выступил в Париже в концертах (22 и 29 июня нового стиля) в Трокадеро, устроенных Беляевым во время всемирной выставки, на которых были исполнены под управлением автора симфоническая поэма "Стенька Разин" и 2-я симфония. По заказу из Америки написал для открытия всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 г. торжественный марш с хором ad libitum (op. 40; Es-dur). В 1899 г. Глазунов был приглашен в санкт-петербургскую консерваторию профессором класса чтения партитур. Во время волнений учащихся в 1905 г. он оставил консерваторию вместе с другими профессорами А. Лядовым , Ф. Блуменфельдом и А. Вержбиловичем в знак протеста увольнению из консерватории Римского-Корсакова. Но, после того как осенью того же года были изданы временные правила по управлению консерваториями, он вместе с Римским-Корсаковым и товарищами вернулся в консерваторию, будучи выбран единогласно художественным советом директором консерватории на 3 года; а затем был два раза переизбран на тот же пост. В 1907 г. в Санкт-Петербурге торжественно отпраздновано 25-летие композиторской деятельности Глазунова. Творчество Глазунова проявилось во всех родах и формах сочинения за исключением оперы. Но главная сфера его - так называемая абсолютная музыка и в ней симфония. Уже в самой ранней поре творчества его композиторское воображение удовлетворялось вполне только широкими оркестровыми формами, и в них он сразу явился первоклассным мастером. Его оркестровый стиль страдает разве только некоторой тяжеловесностью, но и этот недостаток в последних сочинениях исчезает. Творческая индивидуальность Глазунова утверждается все более и более со времени сочинения (1893 - 94) 4-й симфонии (Es-dur, op. 48). Европеец, преимущественно немец, по фактуре своих сочинений сложной, но ясной, он если и не культивирует специфически русский стиль, то всегда остается славянином в своей музыке с ее мягким, задушевным лиризмом ("Poeme lyrique", op. 12, Des-dur; Andante его симфоний и смычковых квартетов), с ее чувством природы ("Лес", ор. 19; "Весна", ор. 34), с ее молодецким, широким, стихийным размахом и мощью. Последняя особенность обнаруживается в грандиозных финалах его симфоний; из которых наиболее типичны финалы 5-й (B-dur, op. 55, 1865) и 6-й (c-moll; op. 58; 1896 г.): в них и без всякой программы живо чувствуется массовая народная жизнь. Характерен в этом отношении и "Славянский квартет" (смычковый ор. 26; G-dur) и в нем финал - "Славянский праздник", удивительно мощно звучащий. Он имеется и в оркестровом виде (Симфонический эскиз "Славянский праздник", ор. 26). Далеко не чужда его музыка и славянского юмора, проявляющегося нередко в скерцо его симфоний и квартетов. В скерцо сказывается и иная сторона его творчества - фантастика (типично скерцо 4-й симфонии). Глазунов редкостный гармонист по изобретательности и новизне гармонии, не впадающей, однако, никогда в вычурную изысканность, а как инструментатор он - достойный преемник Римского-Корсакова. Но его оркестр в ином роде: он больше любит густые краски, чем тонкие штрихи. Оркестровый стиль Глазунова отличается богатством полифонии. Но при всей ее нередкой сложности оркестровая ткань не теряет ясной пластики своих узоров. Голосоведение остается всегда безупречным, контрапунктической нагроможденности не замечается. Как на образцы можно указать на мастерский финал 7-й симфонии (F-dur; op. 77, 1902), с его грандиозным заключением, построенным на упорно проводимой фразе (ostinato) и особенно на 8-ю симфонию (Es-dur; op. 83; 1906 г.), удивительно цельную и серьезную по построению. С нею Глазунов вступил, по-видимому, в новый фазис творчества. Форма у Глазунова по соразмерности частей, по своей органичности, по неимению ничего лишнего отличается чисто классическим совершенством и законченностью. Как художнику Глазунову одинаково доступны области субъективного и объективного творчества. Обладая живой фантазией, способностью перевоплощения и богатой палитрой красок, он и в сфере программной музыки дал ряд замечательных произведений, начиная от "Стеньки Разина" (ор. 13; 1885 г.). Выделяется его сюита "Из средних веков" (ор. 79) и в ней "Песня трубадура", удивительно передающая, казалось бы, совсем чуждый нам дух далеких времен; "Пляска смерти" - характерная картинка уличного средневекового спектакля. Программы Глазунова кратки и ограничиваются часто одним заглавием. Он не задается в своей музыке передавать шаг за шагом содержание литературного текста. Сюда же относятся и его три балета "Раймонда" (в 3 д., ор. 57; 1898 - 99 г.), сделавшийся репертуарным в Императорских театрах; "Барышня-служанка" ("Ruses d'amour", op. 61) и "Времена года" ("Les Saisons", op. 67), оба одноактные. Ими он обогатил область симфонического балета. По общему характеру и содержанию своей музыки Глазунов оптимист, цельная, здоровая, уравновешенная натура, чуждая настроений не только болезненных, но и неясно определенных. Сочинения Глазунова почти все изданы у Беляева (свыше 90 opus'ов). В число их входят: 1) для оркестра: 8 симфоний; 5 сюит (характеристическая, ор. 9; "Шопениана", из балета "Раймонда"), 5 увертюр; "Карнавал"; "Торжественная"; "Песнь Судьбы", 2 серенады; "Памяти героя"; "Стенька Разин"; "Лес", "Море", "Кремль", "Весна", "Лирическая поэма", "Из мрака к свету", "Идиллия" и "Грезы о востоке"; "Восточная рапсодия", "Свадебное шествие", "Мазурка", "Вступление и пляска к драме Саломея" О. Уайльда; 2) для камерного ансамбля: 5 смычковых квартетов; славянский квартет, 2 смычковых сюиты: "Новеллетты"; квартет для медных инструментов; 3) концерты с сопровождением оркестра: а) для скрипки и б) для фортепиано; 4) для разных инструментов, для фортепиано: сюита S-a-c-h-a; две сонаты для виолончели, скрипки, альта, валторны; для органа - "Прелюдия и фуга"; 5) для пения: 4 кантаты (соло, хор и оркестр): "Коронационная", романсы и др.; 6) 3 балета (вышеупомянутые). Музыка к "Маскараду" М. Лермонтова . Глазунов записал по памяти увертюру к "Князю Игорю" Бородина и вместе с Римским-Корсаковым окончил эту оперу. - См. А.В. Оссовский , "А. К. Г." (1882 - 1907, юбилейное издание); "Русская Музыкальная Газета", 1907, № 1; Римский-Корсаков, "Летопись моей музыкальной жизни" (СПб., 1909). Григорий Тимофеев.

Биографический словарь. 2000.

Смотреть что такое "Глазунов Александр Константинович" в других словарях:

  • Глазунов, Александр Константинович — композитор, примыкающий к новой русской музыкальной школе, ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского Корсакова; род. в 1865 г. Написал несколько увертюр, симфоний, симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен. Подробный перечень сочинений… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Глазунов Александр Константинович — [29.7(10.8).1865, Петербург, 21.3.1936, Париж), русский композитор, дирижёр, музыкально общественный деятель, народный артист Республики (1922). Учился композиции у Н. А. Римского Корсакова. В 16 летнем возрасте написал 1 ю симфонию. Творческий… …   Большая советская энциклопедия

  • Глазунов Александр Константинович — (1865 1936), рус. композитор, дирижер. В 1913 написал музыку к драме Л. «Маскарад», поставленную Александринским театром в Петербурге (см. Театр и Лермонтов). Музыка к спектаклю, созданная в лучших классич. традициях, передает глубокий внутр.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ГЛАЗУНОВ Александр Константинович — (1865 1936) российский композитор, дирижер, народный артист республики (1922). Один из продолжателей традиций Могучей кучки и П. И. Чайковского. Автор монументальных симфонических произведений. Балеты Раймонда (1897), Барышня служанка (1898),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Глазунов Александр Константинович —       (1865 1936), композитор, дирижёр, музыкально общественный деятель, народный артист Республики (1922). Родился в Петербурге. Изучал композицию под руководством Н. А. Римского Корсакова. Был вольнослушателем юридического факультета… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Глазунов, Александр Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Глазунов. Александр Константинович Глазунов Основная информация Дата рождения 29 июля ( …   Википедия

  • Глазунов Александр Константинович — (1865 1936), композитор, дирижёр, народный артист Республики (1922). Один из продолжателей традиций «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Участник Беляевского кружка. Автор монументальных симфонических произведений. Балеты «Раймонда» (1897),… …   Энциклопедический словарь

  • Глазунов, Александр Константинович — А.К. Глазунов. Портрет работы И.Е. Репина. 1887. Русский музей. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865 1936), российский композитор, дирижер, музыкально общественный деятель. С 1928 за рубежом. Соединил традиции “Могучей кучки” и П.И.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ГЛАЗУНОВ Александр Константинович — Александр Константинович (29.07.1865, С. Петербург 21.03.1936, Нёйи сюр Сен, близ Парижа), рус. композитор, дирижер и педагог. Из семьи крупнейших книгоиздателей и книготорговцев Глазуновых (фирма основана в 1782, к 1903 выпустила ок. 900 изданий …   Православная энциклопедия

  • ГЛАЗУНОВ Александр Константинович — (1865 1936), русский композитор. Родился 10 августа 1865 в Санкт Петербурге. Учился у Н.А.Римского Корсакова. Как композитор Глазунов сформировался в петербургской школе, но испытал сильное влияние Чайковского, а из западных мастеров Листа,… …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «Глазунов Александр Константинович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.