- Введенский Алексей Иванович
- Введенский Алексей Иванович - писатель. Родился в 1861 г. в семье священника. Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занял кафедру истории философии. В 1891 г. защитил магистерскую диссертацию: "Вера в Бога, ее происхождение и основания". За границей занимался философией в Сорбонне и College de France. В 1892 г. занял в академии кафедру метафизики и логики, заменив умершего профессора Кудрявцева . В 1902 г. Введенский напечатал диссертацию, давшую ему степень доктора богословия: "Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий". Читает лекции по логике в московском педагогическом институте. Кроме специальных богословских и философских сочинений и статей, Введенский написал множество статей на общественные, литературные и художественные темы и состоит постоянным сотрудником "Московских Ведомостей". Помимо двух упомянутых диссертаций, Введенскому принадлежат следующие книги: "Западная действительность и русские идеалы" (письма из-за границы, Сергиев Посад, 1894); "Современное состояние философии в Германии и Франции" (Сергиев Посад, 1894); "Письма о современном искусстве" (М., 1898); "На современные темы. Сборник популярно-философских статей" (М., 1900); "Закон причинности и реальность внешнего мира" (Харьков, 1901). Из статей Введенского некоторые вышли отдельными брошюрами: "Религиозное обновление наших дней" (2-й выпуск, М., 1903 - 4); "Пессимизм теории и оптимизм жизни. Опыт характеристики миросозерцания Гартмана в целом" (1907); "Социализм, как нравственная и теоретическая задача" (М., 1907); "Мировая трагедия знания" (1908); "Перелом в современном общественном сознании" (1911). Введенский продолжает традицию двух своих предшественников по кафедре философии и Московской духовной академии - Голубинского и Кудрявцева. Его философия в противоположность той, которая господствует в университете, не стремится избавиться от предпосылок, принятых на веру. Она откровенно признает первоначальной незыблемой истиной догму православного христианства и картину мира, созданную на этой почве, стремится оправдать и дополнить, пользуясь результатами, добытыми на почве научной философии. Философия Введенского есть, прежде всего, философия православного христианина. Научное мировоззрение, которое он строит на этой почве, не может быть названо ни строго выдержанным, ни очень определенным. Введенский внимательно вглядывается в результаты западного философского мышления и находит в нем течения, соответствующие его воззрениям. Его труды не вносят серьезного научного вклада в русскую философскую литературу, но они популярны, понятны широкой публике. Введенский - националист. По его мнению, философия каждого народа есть раскрытие веры этого народа, а потому, если возможна русская философия, то только как философия православная. Немецкая философия, по Введенскому, отличается отвлеченностью; ее системы исключают одна другую, они кладут в основу мира или исключительный принцип разума, или не менее исключительный принцип воли, или, наконец, такой же принцип чувства. Такая исключительность приводит немецкую философскую мысль к отказу от знания сущности вещей. Французская же философия всегда сохраняла связь между разумом, волей и чувством. В факте непосредственной известности нам нашей собственной внутренней активности она указывала путь проникновению в подлинную действительность, а в акте веры находила точку отправления при выяснении мирового процесса. Философ, к воззрениям которого Введенский присоединяется, по-видимому, наиболее охотно - Мэн-де-Биран, а из воззрений последнего особенно привлекают Введенского следующие. Нет мысли без сознания; нет сознания без свободной активности. Наша духовная сущность, состоящая в свободном усилии, известна нам в непосредственном опыте. Познание же сущности есть познание метафизическое, которое, таким образом, становится возможным. Однако и немецкая мысль не осталась без влияния на Введенского. Из всех современных течений последней он выбирает те, которые носят волевой характер, и в волюнтаризме видит философию будущего. По мнению Введенского (близкому к Дильтею), основа нашей жизни - характера практического; внешние чувства дают нам мир только как явление, реальностью же он становится только через чувство и волю. К. М.
Биографический словарь. 2000.