Юркевич Памфил Данилович

Юркевич Памфил Данилович
Юркевич (Памфил Данилович) - философ и педагог, сын священника, родился в 1827 г., воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии; в 1851 г. был назначен наставником по классу философских наук; в 1852 г. возведен в степень магистра; в 1857 г. сверх философии ему было поручено преподавание немецкого языка, в 1861 г. возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в Московском университете. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869 - 1873 гг. был деканом историко-филологического факультета. 4 октября 1874 г. скончался. Философские труды Юркевича немногочисленны; помещались по преимуществу в "Трудах Киевской Духовной Академии", в "Журнале Министерства Народного Просвещения" и других ученых изданиях. Наиболее замечательны: "Идея" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1859); "Материализм и задачи философии" (там же, 1860); "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860); "Доказательства бытия Божия" (там же, 1861); "Из науки о человеческом духе" (там же, 1860); "Язык физиологов и психологов" ("Русский Вестник", 1862); "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" (речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г.) - наиболее совершенное философское произведение Юркевича. Противоположение Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Юркевичем блистательно. Не менее замечательны труды Юркевича по педагогике. Им изданы: "Чтения о воспитании" (1865) и "Курс общей педагогики с приложениями" (М., 1869). Это - наиболее замечательная книга по педагогике на русском языке того времени. На Юркевича имел влияние Куртман, но Юркевич проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части: общее учение о воспитании и общая теория обучения. Юркевич имел как философ мало влияния; он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор "Антропологического принципа в философии", напечатанный в "Трудах Киевской Духовной Академии" ("Из науки о человеческом духе"). Многие находили и находят, что в полемике Юркевича с Чернышевским правда была на стороне первого. Заслуги Юркевича выставил Владимир Соловьев , слушатель Юркевича по Московскому университету. Соловьев дважды писал о Юркевиче: некролог Юркевича (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", с подробным изложением некоторых статей Юркевича) и характеристику Юркевича (см. "Полное Собрание Сочинений" Соловьева, том VIII). Соловьев очень тепло отзывается о Юркевиче, который высоко ценил идеалистическую философию, но не немецкий идеализм Канта и Гегеля; у последнего Юркевич находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Юркевич считал Якова Бема, Лейбница и Сведенборга. Точкой зрения Юркевича был "широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с неменьшими правами на признание, чем все видимое и осязаемое". Юркевич очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания с знанием об абсолюте. Первое невозможно; ко второму ведут три пути - сердечное религиозное чувство, добросовестное и мистическое созерцание. Склонностью Юркевича к мистицизму, столь милому и Соловьеву, объясняется и отношение первого к спиритизму. Юркевич, как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него; об этом свидетельствует А. Аксаков в статье под заглавием "Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре Московского университета Юркевиче" ("Русский Вестник", 1875). О Юркевиче, как педагоге была помещена статья в журнале "Гимназия" за 1888 г., оставшаяся неоконченной. Список трудов Юркевича, почти полный, можно найти в "Материалах для истории философии в России", изданных Я.Н. Колубовским в "Вопросах философии" (книга 4, пр. 1). Э. Радлов.

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Юркевич Памфил Данилович" в других словарях:

  • ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович — (1827 1874) философ, представитель киевской школы философ, теизма, экстраординарный проф. Киевской духовной академии, проф. философии, в 1869 1873 декан историко филологического факультета Московского ун та; учитель B.C. Соловьева. Христианско… …   Философская энциклопедия

  • Юркевич Памфил Данилович — Юркевич, Памфил Данилович [16(28). 2. 1826, с. Липлявое Полтавской губернии, ‒ 4(16). 10. 1874, Москва], русский философ идеалист, педагог. Преподаватель философии Киевской духовной академии (с 1851), профессор Московского университета (с 1861),… …   Большая советская энциклопедия

  • ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович — (1826 74) российский религиозный философ. Разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о сердце как духовном средоточии человека) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Юркевич, Памфил Данилович — ординарный профессор Московского университета; был сыном сельского священника Полтавской губернии, родился около 1827 г. Пройдя семинарский курс в Полтаве, он поступил в 1847 г. в Киевскую духовную академию. Здесь, по окончании курса в 1851 г. с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Юркевич Памфил Данилович — (1826 1874), российский православный философ и богослов. Разрабатывал проблемы христианской антропологии (учение о «сердце» как духовном средоточии человека). * * * ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович [16 (28) февраля 1827, с.… …   Энциклопедический словарь

  • Юркевич, Памфил Данилович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Юркевич. Памфил Данилович Юркевич Дата рождения: 16 (28) февраля 1826(1826 02 28) Место рождения: с. Лепляво Полтавская губерния, Российская империя ныне Каневс …   Википедия

  • Юркевич Памфил Данилович — Памфил Данилович Юркевич (16 (28) февраля 1826, с. Липлявое Полтавская губерния, Российская империя  4 (16) октября 1874, Москва)  русский философ и педагог. Сын священника; воспитание и образование получил в полтавской семинарии и Киевской… …   Википедия

  • ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович — (1827 1874), русский философ. Родился 16 февраля 1827 в с. Липлявое Полтавской губернии. В 1851 окончил Киевскую духовную академию. С 1858 профессор Академии. С 1861 работал на кафедре философии Московского университета, читал лекции по логике,… …   Энциклопедия Кольера

  • ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович — [16(28) 2 1826, с. Липлявое Золотоношского у Полтавской губ, 4(16) 10 1874, Москва], философ, психолог и педагог По настоянию отца священника ркончил Киевскую духовную академию (1851) и был оставлен там в должности «наставника по классу фило… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЮРКЕВИЧ Памфил Данилович — (16(28).02.1827, с. Липлявое Полтавской губ. 4(16). 10.1874, Москва)    философ. Представитель киевской школы философского теизма, экстраординарный проф. Киевской духовной академии, проф. философии Московского ун та, учитель В. С. Соловьева. В… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»