Белелюбский Николай Аполлонович


Белелюбский Николай Аполлонович
Белелюбский, Николай Аполлонович - известный русский инженер, родился в Харькове в 1845 г.; кончив курс в таганрогской гимназии (1862) и затем в институте инженеров путей сообщения, по окончании которого был оставлен при нем в качестве репетитора (1867), в 1873 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре строительной механики, а впоследствии и ординарным профессором. Кроме того, он же руководил работами студентов по проектированию дипломных мостов. Белелюбский преподавал также строительную механику и строительное искусство в горном институте и в институте гражданских инженеров. С 1895 г. профессор Белелюбский читает курс испытания материалов в институте инженеров путей сообщения и в высшем художественном училище при Академии Художеств, а с 1906 г. на высших женских политехнических курсах. Практическая деятельность Белелюбского выразилась, главнейшим образом, составлением проектов большого числа мостов, причем для большинства из них применена в России раньше, чем в других государствах, предложенная профессором Белелюбским конструкция свободных поперечных балок. Из мостов упомянем: Александровский через Волгу у Сызрани (13 пролетов по 50 сажень, общая длина 695 сажень), через Днепр у Екатеринослава (15 пролетов по 39 сажень), через Уфу и Белую на Самаро-Златоустовской железной дороге, через Иртыш, Тобол, Ишим, Обь и др. на Сибирской железной дороге, через Дон на Юго-восточных железных дорогах, через Бузань (рукав Волги) у Астрахани, через Волгу у Свияжска (6 пролетов по 75 сажень, ныне строится). Заслуживает внимания одна из первых работ профессора Белелюбского - замена деревянных мостов железными на Николаевской железной дороге (1869 - 1881). Городские и шоссейные мосты: через реку Мсту в Боровичах, через Днепр в Смоленске, через Вилию в Вильне, через Русановский проток в Киеве и через Неман у Олиты. Организованная профессором Белелюбским механическая лаборатория института инженеров путей сообщения в настоящее время получила значение центральной станции для механического исследования строительных материалов. Белелюбский, в качестве представителя лаборатории, участвовал в выработке принятых в России новейших правил и условий приемки строительных материалов - цемента, металлов и т. п. и состоит с 1884 г. деятельным членом международных совещаний и конгрессов по установлению однообразных способов испытания строительных материалов, являясь представителем от России в совете международного общества испытания материалов. С деятельностью лаборатории за первые 10 лет ее существования можно познакомиться из сочинения Белелюбского: "Механическая лаборатория" (1875 - 86, в "Сборнике Института Инженерных Путей Сообщения", VII), а в 1906 г. изданы труды по исследованию рельсовой стали. Другие труды Белелюбского касаются расчета и проектирования мостов: перевод сочинения Лесля и Шюблера "Расчет ферм железных мостов" (2 части), из которых первая напечатана в "Журнале министерства путей сообщения" 1868 г., а вторая отдельно в 1871 г.; "Строительная механика" (лекции, 1895); брошюры на русском и немецком языках по разным вопросам мостовой практики; таблицы для подбора сечений и исчисления веса при проектировании железных сооружений, многие статьи в "Журнале министерства путей сообщения" (1911 г. - "Что знают за границей о русских мостах?"; ранее того: "Мостовые этюды" - о скалывающих силах и др.), "Записки Императорского русского технического общества", "Известия собрания инженеров путей сообщения" и в разных технических журналах на французском, немецком и английском языках. Белелюбский удостоен звания доктора-инженера берлинской высшей технической школы, состоит действительным членом Академии Художеств, председателем бюро цементных съездов и др.

Биографический словарь. 2000.

Смотреть что такое "Белелюбский Николай Аполлонович" в других словарях:

  • Белелюбский, Николай Аполлонович — известный русский инженер; родился в Харькове в 1845 году; кончив курс в таганрогской гимназии (в 1862), поступил в институт инженеров путей сообщения. По окончании курса Белелюбский оставлен был при нем в качестве репетитора (1867); в 1873 году… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Белелюбский, Николай Аполлонович — Николай Аполлонович Белелюбский Инженер мостостроитель Дата рожде …   Википедия

  • Белелюбский Николай Аполлонович — [1(13).3.1845 ‒ 4.8.1922], русский инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения. В 1867 окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, с 1873 профессор этого института. В течение нескольких десятилетий возглавлял… …   Большая советская энциклопедия

  • Белелюбский Николай Аполлонович — (1845 1922), российский инженер и учёный. По проектам Белелюбского построены крупные металлические железнодорожные мосты через Волгу, Днепр, Обь и др. Под руководством Белелюбского разработаны методы испытания стройматериалов, нормы и технические …   Энциклопедический словарь

  • Белелюбский Николай Аполлонович — (1845—1922), инженер и учёный. По проектам Белелюбского построены крупные металлические железнодорожные мосты через Волгу, Днепр, Обь и др. Под руководством Белелюбского разработаны методы испытания стройматериалов, нормы и технические… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Белелюбский Николай Аполлонович — …   Википедия

  • Николай Аполлонович Белелюбский — Инженер мостостроитель Дата рождения: 13 марта, 1845 Место рождения …   Википедия

  • Белелюбский — Белелюбский, Николай Аполлонович Николай Аполлонович Белелюбский Инженер мостостроитель Дата рождения: 13 марта, 1845 …   Википедия

  • БЕЛЕЛЮБСКИЙ — Николай Аполлонович (1845 1922), инженер и учёный. По проектам Белелюбского построены крупные металлические ж. д. мосты через Волгу, Днепр, Обь и др. Под руководством Белелюбского разработаны методы испытания стройматериалов, нормы и технические… …   Русская история

  • Николай Апполонович Белелюбский — Николай Аполлонович Белелюбский Инженер мостостроитель Дата рождения: 13 марта, 1845 Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.