Троицкий Матвей Михайлович

Троицкий Матвей Михайлович
Троицкий (Матвей Михайлович) - представитель эмпирической философии в России (1835 - 1899). Сын дьякона сельской церкви в Калужской губернии; окончил курс в Киевской духовной академии; был профессором философии последовательно в Казани, Варшаве и Москве. В литературе и в преподавании Троицкий проводил и разрабатывал философские и психологические теории английского эмпиризма. Бакон, Локк, Юм, Т. Броун, Д.С. Милль и Бэн - вот представители направления, которое Троицкий впервые культивировал на русской почве. Начало деятельности Троицкого относится к той эпохе, когда, после тринадцатилетнего (1850 - 1863) изгнания философии из университетского преподавания, философское образование в России находилось на крайне низкой ступени. В интеллигентном обществе господствовал отчасти немецкий материализм, отчасти контовский позитивизм и слабо звучали отголоски германского идеализма. Предпринятое Троицким систематическое изложение английского эмпиризма внесло новую струю в русскую философскую мысль. Новое направление, на которое указывал Троицкий, вполне совпадало с господствовавшим тогда реалистическим настроением и отрицанием метафизики; этим объясняется та роль, которую сыграл Троицкий в истории русской философии, и тот интерес, который возбудила его деятельность среди читающей и слушающей публики. Важнейшее сочинение Троицкого - его докторская диссертация "Немецкая психология в текущем столетии" (1867). Рассмотрению немецкой психологии предшествует здесь исторический обзор успехов психологии, начиная с Бакона. По справедливому замечанию большинства критиков, изложение английского эмпиризма представляет лучшую и самую ценную часть всей книги. Здесь Троицкий обнаружил беспристрастное отношение к предмету исследования, покинувшее его при обсуждении философии и психологии континента. Сопоставление английской психологии с французской и немецкой ведется Троицким с двух точек зрения: 1) метода и 2) психологического анализа, выполненного по выработанному методу. Бакон и Локк являются основателями индуктивного метода, сменившего силлогистику схоластики. В дальнейшем своем развитии индуктивный метод, пройдя через исследования Рида, Д. Стюарта и Т. Броуна, в разработке Д.С. Милля получают вид законченной методологической системы. В основании ее лежит сведение причинной связи к однообразному и необходимому преемству событий. Психологическое исследование сводится, при этом, к нахождению закономерных преемств между душевными явлениями путем простого наблюдения и экспериментации. Анализ ума приводит к различным теориям ассоциации, которые в исследованиях Юма, Гертли, Броуна, Бэна и др. разрастаются в так называемую ассоциационную психологию. Совершенно другую картину проставляет у Троицкого история психологии во Франции и Германии. Эмпиризм Локка, опирающийся на внешний н внутренний опыт, суживается в лице Кондильяка в сенсуализме, ведущий в конце концов к материализму Гольбаха, Кабаниса и др. Столь же неутешительны, хотя в другом отношении, результаты психологических исследований в Германии. Немецкие психологи не могли освободиться от ложных приемов силлогизмами. Если некоторые (например, Фриз и Бенеке) и объявляли себя сторонниками индуктивного метода, то все употреблявшиеся ими приемы сводились в сущности к старой схоластической индукции per enumerationem simplicem. Рассматривая во 2-й части своего сочинения психологические теории различных школ в Германии, Троицкий приходит к решительному выводу, что во всей немецкой философии, начиная с Канта, не существовало никаких логических методов исследования духа, что ею не сделано ни одного заметного шага вперед сравнительно со школой Бакона и Локка и рационализмом Декарта и Лейбница и что основные ее идеи были прогрессивным извращением идей, пущенных в оборот школами Декарта и Локка. Критицизм Канта есть лишь переработка Ридовой философии в схоластическую форму. Априорные формы и категории Канта представляют лишь видоизменение первичных принципов "здравого смысла" Рида и имеют свое происхождение в том же непонимании Юмовой теории причинности. Таким же образом ставятся в зависимость немецкие идеалисты, Фихте, Шеллинг и Гегель, от Беркли, Фриз - от Д. Стюарта, Гербарт - от Гертли. Собственные философские воззрения Троицкого, систематически изложенные в его "Науке о духе", остаются верными традициям английского эмпиризма и не вносят в это направление ничего существенно нового. Наука о духе, по Троицкому, есть учение об общих свойствах и законах человеческого духа. Такими общими свойствами являются относительность, соотносительность и рефлексивность. Понятие относительности определяется по противоположности с понятием абсолютности и по содержанию состоит из двух свойств: условности и ограниченности. Условность обнаруживается как в сфере внутренних, так и внешних взаимодействий человеческого духа и состоит в том, что все классы психических фактов образуются одни из других и кроме того определяются в своем развитии и существовании некоторыми внешними данными (общественность, культура). Условность есть свойство всех без исключения психических отношений. Существование пределов психического развития, непреодолимых для человека по самой его природе, обнаруживает другую сторону человеческой относительности - ограниченность. Относительность человеческого знания делает невозможным познание сущности как материи, так и духа, и заставляет ограничиваться изучением лишь явлений той и другой категории. Но наши знания о явлениях духа и материи представляют некоторую разницу. Явления духа суть явления его свойств - обнаружение того, что принадлежит ему в действительности, хотя и условно; явления же материи представляют только знаки или символы неизвестных отношений и вещей. Таким образом можно утверждать, что хотя наше знание духа и материи одинаково имеет границы, тем не менее наше знание духа реальнее знания материи: в фактах духа мы встречаемся с условной действительностью, которая закрыта от нас в фактах природы материальной. В приведенных положениях о познаваемости духа и материи позитивизм Троицкого получает наклон к спиритуализму, заметный, впрочем, и в других пунктах его воззрений. Относительность человеческого духа решает также вопрос о возможности и значении метафизики, как системы абсолютного знания. Безусловное и абсолютное, являющееся предметом метафизических систем, не дано нам ни во внешнем, ни во внутреннем опыте и вообще не соответствует условной и ограниченной природе нашего разума, не имеющего никаких абсолютных начал. Но, не входя в состав науки в строгом смысле слова, метафизические теории могут иметь значение для изыскания метода мыслимости сверхопытных вещей. Они являются соединительными звеньями между религией и наукой. Имея своим предметом религиозные идеи, не входящие в содержание наук, метафизика может применять при их выведении и разъяснении научный метод и таким образом приобретать научный характер. Второе общее свойство психических фактов - соотносительность или коррелятивность - состоит в обратной зависимости предыдущих членов от последующих. Относительность и соотносительность являются основанием З-го общего свойства - рефлексивности, т. е. способности одних психических фактов отражаться в других, например, ощущений в идеях, а этих последних - в продуктах творчества. Мышление является самым наглядным и широким обнаружением рефлексивности. Все реальные факты психического существования человека отражаются в его мышлении. Мышление человека имеет три основные и непроизвольные направления: историческое, логическое и трансцендентное. Историческое направление состоит в стремлении к рефлексии прошлой психической действительности во всей ее индивидуальности; логическое - имеет целью воспроизводить ту же действительность во всей ее общности; трансцендентное стремится к рефлексии фактов феноменальной действительности в идеях нефеноменальной действительности. Все законы человеческого мышления могут быть сведены к двум основным, известным под именем законов ассоциации, а именно закона смежности и закона сходства. Историческое направление мышления обязано своим происхождением, главным образом, закону смежности, логическое - закону сходства, трансцендентное - совместному влиянию того и другого. Последний значительный труд Троицкого "Учебник Логики" проводит тот же эмпиризм в исследовании начал и методов человеческого мышления. Логика Троицкого подразделяется на I) логику дедукции, 2) логику начал, т. е. основных положений, служащих данными для дедуктивных выводов, и 3) логику наук, или специальную методологию. К важнейшим особенностям логики Троицкого относится замена обычного учения о понятиях и суждениях учением о терминах и предложениях, а также превращение индуктивной логики в логику начал. В основании этой последней особенности лежит та мысль, что все реальные истины, служащие посылками для дедуктивных выводов, получаются путем индукции. Впрочем теория опытного происхождения аксиом и других основных начал всяческого знания не проведена в логике Троицкого с достаточной обстоятельностью и сводится, в общем, к краткому изложению и видоизменению уже высказанных по этому поводу взглядов (по преимуществу Д.С. Милля). "Начала" подразделяются на определения, т. е. чисто номинальные обозначения фактов, на законы природы. С учением о законах природы соединяется учение об индукции, как популярной (per enumerationem simplicem), так и научной, состоящей в методах установления причинной связи. Прямолинейность, с которой Троицкий проводил избранное им раз навсегда философское направление, вызывала в свое время сильные нападки, но в широком кругу читателей и слушателей философия Троицкого пользовалась большой популярностью. Наиболее спокойная и объективная оценка Троицкого, как философа, дана Вл. С. Соловьевым в его образцовом очерке, посвященном памяти Троицкого, Грота и Юркевича . Весьма важной заслугой Троицкого перед русской философией было основание им в 1885 году "Психологического общества" в Москве (первым председателем которого был Троицкий), давшего, в свою очередь, начало пока единственному в России, философскому журналу "Вопросы философии и психологии". Из учеников Троицкого многие занимают кафедры философии в университетах (А.И. Смирнов , Ф.А. Зеленогорский , А.Н. Гиляров и А.П. Казанский, А.С. Белкин). Другие труды Троицкого: "Субъективные тоны" ("Библиотека для Чтения", 1862, 7); "Из чтений по психологии профессора Дробиша" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1864, ч. 122), "Очерк чтений по метафизике профессора Лотце" (ib., 1863, ч. 120), "О лекциях Куно-Фишера, Фортлаге и Тренделенбурга" (ib., 1862, ч. 117; 1863, ч. 117, 118 и 119), "Немецкая психология в текущем столетии" (Москва, 1867; 2-е изд., 1883); разбор труда Ф. Зеленогорского: "О методах исследования" ("Критическое Обозрение", 1879, № 1), "Наука о духе" (Москва, 1882), "Учебник логики" (3 кн., Москва, 1885 - 88), "Элементы логики" (Москва, 1887); "К.Д. Кавелин; страница из истории философии в России" ("Русская Мысль", 1885, № 11). Ср. Ф. Сидонский "О немецкой психологии Троицкого" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1867, ч. 134); M.И. Владиславлев "Зависимость немецкой психологии от английской" (ib., 1867, ч; 135); H. H. Страхов "Английская психология" ("Отечественные Записки", 1867, сентябрь и декабрь); К.Д. Кавелин "Немецкая современная психология" ("Вестник Европы", 1868, 1); С. Гогоцкий "Критическое обозрение сочинений Н. П." (Киев, 1877); архиепископ Никанор "Позитивная философия" (Санкт-Петербург, 1876, т. 1); А.А. Козлов "О последнем сочинении профессора Троицкого: "Наука о духе" ("Русская Мысль", 1883, 4); M. И. Каринский "Учебник логики M. M. Т." ("Журнал Министерства Народного Просвещения". 1889, 6); В. К. "Позитивизм в русской литературе" ("Русское Бог.", 1889, 3 и 4); В. Розанов "Заметки о важнейших течениях русской философской мысли" ("Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 3); В. Ивановский "М. М. Т." (некролог, "Вопросы философии и психологии", 1899, кн. 2); Вл. С. Соловьев "Три характеристики" ("Вестник Европы", 1900, январь). С. Алексеев.

Биографический словарь. 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Троицкий Матвей Михайлович" в других словарях:

  • Троицкий Матвей Михайлович — [1(13).8.1835, Калужская губерния, ‒ 22.3(3.4).1899, Москва], русский психолог и философ позитивист. Окончил Киевскую духовную академию. Профессор Московского университета (с 1875). Инициатор издания журнала «Вопросы философии и психологии» (с… …   Большая советская энциклопедия

  • ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович — (1835 99) российский психолог и философ, представитель ассоциативной психологии. Труды по экспериментальной психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Троицкий Матвей Михайлович — (01.08.1835 22.03.1899) русский философ и психолог. Инициатор создания Московского психологического общества. Окончил Киевскую духовную академию. С 1875 г. профессор Московского университета. Был одним из самых значительных популяризаторов… …   Психологический словарь

  • Троицкий Матвей Михайлович — (01.08.1835 22.03.1899) русский философ и психолог. Инициатор создания Московского психологического общества. Биография. Окончил Киевскую духовную академию. С 1875 г. профессор Московского университета. Исследования. Был одним из самых… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Троицкий, Матвей Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Троицкий. Матвей Михайлович Троицкий Дата рождения: 1 (13) августа 1835(1835 08 13) Место рождения: село Спас Прогнанье, Боровский уезд[1] …   Википедия

  • Троицкий Матвей Михайлович — (1835 1899), психолог и философ, представитель ассоциативной психологии. С 1867 профессор в Казани, Варшаве и Москве. Труды по экспериментальной психологии. * * * ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович (1835 99), русский психолог и …   Энциклопедический словарь

  • ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович — (1(13)08.1835, с. Спас Прогнание Боровского у. Калужской губ. 22.03(3.04). 1899, Москва)    психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию, работал в учебных заведениях Киева и Варшавы. С 1875 г. проф. Московского ун та. Пытался соединить …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Троицкий, Матвей Михайлович — представитель эмпирической философии в России (1835 1899). Сын дьякона сельской церкви в Калужской губ.; окончил курс в Киевской духовной академии; был профессором философии последовательно в Казани, Варшаве и Москве. В литературе и в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Троицкий Матвей Михайлович — представитель эмпирической философии в России (1835 1899). Сын дьякона сельской церкви в Калужской губ.; окончил курс в Киевской духовной академии; был профессором философии последовательно в Казани, Варшаве и Москве. В литературе и в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Троицкий, Матвей Михайлович — (1835 1899)    Российский философ и психолог, профессор Московского университета, основатель Московского психологического общества (1885).    Т. стоял у истоков отечественной истории психологии как отрасли психологической науки. В его 2 х томном… …   Кто есть кто в российской психологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»