- Тимофеев Иван
- Тимофеев (Иван) - дьяк, автор "Временника" о событиях Смутного времени. Впервые мы встречаем имя Тимофеева в 1598 г. среди подписей под избирательной грамотой царя Бориса и узнаем отсюда, что Тимофеев состоял тогда дьяком одного из московских приказов. В конце 1606 г. или начале 1607 г. он был отправлен на службу в Новгород государевым дьяком. Отбыв службу к началу 1610 г., он задержался в Новгороде вплоть до взятия этого города шведами и во все время шведского там господства. Разорение Новгорода шведами произвело на Тимофеева сильное впечатление, и тогда-то в нем зародилась мысль описать бедствия родины, порожденные политической смутой. Поддержанный в этой мысли новгородским митрополитом Исидором , Тимофеев приступил к составлению своего "Временника" в 1616 - 17 годах и проработал над ним до начала 20-х годов. В царствование Михаила Федоровича был дьяком в Астрахани, Ярославле, Нижнем Новгороде. Умер, вероятно, в начале 30-х годов XVII в. Сочинение Тимофеева называется "Временник по седьмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета". Оно дошло до нас всего в одном списке, принадлежащем библиотеке Флорищевой пустыни. Не представляя цельного очерка всех событий "смуты", "Временник" Тимофеева содержит в себе ряд неравномерно разработанных отдельных эпизодов из царствования Ивана Грозного , Федора , Бориса Годунова и Василия Шуйского . Периода междуцарствия автор почти не касается, ограничиваясь характеристикой деятельности Гермогена . В виде дополнительных статей к "Временнику" присоединены главы: 1) "Летописец вкратце" - сжатый конспект всего предшествующего изложения, 2) "о крестном целовании королевичу Владиславу", 3) "о вдовстве московского государства две притчи" - риторическое сравнение Московского государства в эпоху Смуты с домом, в котором по смерти хозяина бесчинствуют рабы. Лишь в заключительных строках "Временника" автор кратко упоминает об окончании Смуты, заканчивая свое произведение панегириком Михаилу Федоровичу, патриарху Филарету и инокине Марфе . "Временник" Тимофеева занимает видное место в ряду русских сказаний о Смутном времени, как по своеобразной манере изложения, чрезвычайно изысканной и витиеватой, так по раннему времени написания, что придает особое значение некоторым его показаниям, и по ярко выраженному стремлению автора подняться от чисто фактического рассказа до обобщающих выводов. Автор сильно занят вопросом о генезисе Смуты, причем, разрешая этот вопрос, пытается пойти дальше обычной в таких случаях в древней письменности точки зрения провиденциализма. Он усматривает причины смуты: 1) в деспотической политике Ивана Грозного, 2) в упадке личной и общественной нравственности на Руси (это положение иллюстрируется всем содержанием "Временника", наполненного отрицательными характеристиками деятелей Смуты, начиная с Бориса Годунова) и 3) в разъедающей русское общество розни, возникшей на почве взаимного недоверия и отсутствия сознательных общих интересов. Ввиду всех этих внутренних неустройств происки внешних врагов, как причина смуты, получают в глазах Тимофеева второстепенное значение. "Не чуждии земли нашей разорители, то мы есмы сами той потребители". Текст "Временника" напечатан, в XIII т. "Русской Исторической Библиотеки", изданной археографической комиссией. О Тимофееве и его "Временнике" см. С.Ф. Платонов "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в., как исторический источник" (Санкт-Петербург, 1888). А. Кизеветтер.
Биографический словарь. 2000.