- Сютаев Василий Кириллович
- Сютаев (Василий Кириллович) - крестьянин Тверской губернии, Новоторжского уезда, деревни Шевелиной, основатель религиозно-нравственного учения, последователи которого получили название "сютаевцев". Сютаев основал свое учение единственно на Новом Завете, который (в русском переводе) он знал наизусть. Главное, в глазах Сютаева - взаимная любовь среди людей. "Истинное христианство в любви - где любовь, там и Бог". Все нынешние неустройства жизни, по мнению Сютаева, происходят от недостатка любви среди людей; от того же зависит и величайшая несправедливость - война. Достигнуть счастья люди должны на земле: "Что там будет, - говорил Сютаев, - не знаю, на том свете не был". К осуществлению своего идеала Сютаев стремился путем самосовершенствования. Как и сам Сютаев, его последователи стараются жить безупречно, говорить всегда правду, делиться всем и со всеми. Сютаевцы, не занимаясь специально пропагандой, охотно всем сообщают свои взгляды на жизнь. Он чужды аскетизма и мистицизма; замечательно среди них отсутствие суеверий. Отношение их к окружающему миру, хотя и отрицательное, но не враждебное; они считают несогласных с ними людей только заблуждающимися. Сютаевцы не ходят в церковь, не признают таинств, не поклоняются ни иконам, ни святым, не признают мощей, не постятся, дома не справляют никаких богослужений, молитв и треб, отрицают присягу. На Сютаева и его учение впервые было обращено внимание в 1876 г., когда возникло судебное дело по обвинению Сютаева местным духовенством в некрещении внука. Вскоре затем сын Сютаева при поступлении в военную службу отказался присягать и брать оружие. В литературе впервые было сообщение о Сютаеве в "Тверском Вестнике". В 1881 г. Сютаева посетили А.С. Пругавин и граф Л.Н. Толстой ; впоследствии Сютаев не раз бывал у Толстого в Москве. Умер Сютаев в 1890-х гг., имея от роду более 70 лет. Портрет Сютаева работы Репина в Москве, в Третьяковской галерее ("Сектант"). Строгие требования, которые учение Сютаева ставит своим последователям, препятствовали, по-видимому, его распространению. Пругавин считает "сютаевцев" несколькими десятками, хотя сочувствующих им среди окрестных жителей много. См. "Тверской Вестник", 1880, № 26 - "Новая религиозная секта в Тверской губернии"; № 39 - перепечатка "корреспонденции из "Торжка" в газету "Молву" (1880, № 245); "Тверской Вестник", 1881, № 23 - "Два слова о сютаевцах", ст. А.С. Пругавина; "Русская Мысль", 1881, № 10 и 12, 1882, № 1 ст. А.С. Пругавина - "Алчущие и жаждущие правды". Д. Р.
Биографический словарь. 2000.