- восток
-
вост’ок — наряду с обычным своим значением (стороны света) это слово часто употребляется для обозначения стран, лежащих восточнее Палестины — от Аравии до Персии и Месопотамии. Жителей этих стран Писание называет сынами востока (Быт.29:1 ; Суд.6:3 ; Рим.1:3 ; Ис.41:2 и др.). Иногда это слово подразумевает вообще все страны востока (напр., в Ис.2:6 филистимляне причислены к народам востока, хотя они всегда жили у западной границы Иудеи). Именно так, видимо, в обобщенном смысле нужно понимать и слова «на востоке» в Мат.2:2 , ибо, если бы волхвы буквально пошли из Персии за звездой на восток, они должны были бы очутиться в Китае (аналог. и в Быт.11:2 , ибо в буквальном смысле движение с Араратских гор в землю Сеннаар должно было быть с запада на восток). Рай был насажен Богом «на востоке» и там же был помещен первый человек (Быт.2:8 ). Термин «восток» всегда соединял в себе представление об особой мудрости, таинственности и богобоязненности, стремлении познать божественное и подчинить все высшей (центральной) силе (Ис.41:2 ). Пророк Иезекииль говорит: «...слава Бога Израилева шла от востока» (Иез.43:2 ). И это не просто потому, что храм был ориентирован на восток, а потому, что в этом есть глубокий смысл. И пророк Исаия говорит: «Итак, славьте Господа на востоке...» (Ис.24:15 ). О Господе нашем Иисусе Христе, явившем Собою высшую Божию Любовь и Премудрость, сказано: «...посетил нас Восток свыше» (Лук.1:78 ).
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.